Джигарханян: иногда люди приходят в театр, так и не войдя туда до конца
Фото: [Ираклий Чохонелидзе / ТАСС]
Хорошо, когда люди встречаются поговорить «за жизнь». Вдвойне приятно, когда результатом встреч становятся добрые дела. Именно так случилось после общения народного артиста СССР Армена Джигарханяна и губернатора Московской области Андрея Воробьева. Организован гастрольный тур театра Армена Джигарханяна по Подмосковью. После творческой встречи, которую артист впервые провел в подмосковных Мытищах, наш корреспондент побеседовал с Джигарханяном о жизни и творчестве.
Театр ничем заменить нельзя
- Армен Борисович, признаюсь: была удивлена, что вы сами явились к зрителю, да еще артистов своих прихватили.
- Дело в том, что люди плохо ходят в театр. Русский человек контактный, любит посидеть, поговорить, послушать. Но если столичному зрителю еще повезло, что театры у него под боком, то далеко не каждый подмосковный житель соберется на ночь глядя в Москву. Мы решили исправить такую несправедливость, и сами приехать в гости. Разве это плохо?
- Это замечательно. Но не могу согласиться, что люди плохо ходят в театр. Тот же Ленком или Современник, МХТ имени Чехова, Театр Вахтангова не знают проблем со зрителем.
- Есть известное в театральной среде словечко – «борзовики». Это люди, которые занимаются распространением билетов. Благодаря им театральные залы не пустуют. Не будь их, ситуация была бы другой. Это я говорю вам как художественный руководитель театра, который знает все его проблемы.
- Несмотря на эти проблемы, вы не оставляете театр, напротив - все больше в него «погружаетесь».
- Потому что театр – самое большое мое счастье. Я ежедневно с ним встречаюсь. Мне почти 80 лет, а я каждый день занимаюсь любовью. Мы ставим спектакли, к нам приходит зритель и возникает между нами истинная любовь. У кинематографа и телевидения такой возможности общаться напрямую со зрителем - нет. Поэтому театр ничем заменить нельзя.
- Вы признаетесь в любви к театру, но знаменитым вас сделал кинематограф. Вас любят режиссеры и зрители.
- И я их люблю. У нас взаимная любовь. Но театр – более надежная любовница. Из тех, кто даже храп твой любит.
От вранья очень низкий коэффициент
- Зачем люди идут в театр? Посмотреть на зрелище или найти ответы на какие-то важные для себя вопросы?
- Вы сами ответили на этот вопрос. Потому что театр начинается не с вешалки, а с тех проблем, с которыми люди приходят в театр. Они хотят получить здесь хотя бы слабые ответы на свои сложные вопросы. Им нужен отклик. Ведь мы проходим по этой непростой жизни, чтобы до чего-то дойти.
- И что важное из прожитого вынесли вы? Что поняли такое, что непонятно пока другим?
- Ничего не понял. У меня сейчас вопросов больше, чем ответов. Одно для меня бесспорно: никогда не надо обманывать - ни себя, ни других. Потому что выигрыша в этом все равно нет. Поверьте: от вранья очень низкий коэффициент.
- А от искренности?
- Тоже низкий. Поэтому данный вопрос каждый решает для себя сам. Мое твердое убеждение: все в самом человеке - и бог, и дьявол.
Все знают, что там, наверху, никого нет. Но человек все равно себя обманывает. Он слаб, и ему хочется какой-то директивы. Вот говорят, что манная каша полезна, и все едят манку. Но если бы в жизни все было так просто, не было бы столько несчастных.
Я, к примеру, потерял очень близких людей, которые составляли смысл моей жизни, дочка рано ушла. С их уходом этот смысл испарился, исчез. Осталось лишь удовлетворение физиологических потребностей. Я знаю, что никогда не встречусь со своими родными, и там, на небесах, тоже, но все равно себя обманываю.
- Как же тогда с годами и неизбежными потерями не потерять интерес к жизни?
- Не знаю. Мне тяжело жить. Я трудно справляюсь с собой. Но особых откровений от меня не ждите. На все главные вопросы жизни я отвечаю только себе.
- А вы согласны с утверждением, что искусство делает человека лучше?
- Это глубочайшее заблуждение. В театре, как и в церкви, мы просто делимся своими проблемами и заботами. А поскольку они присутствуют всегда, то, встречая на сцене созвучие своим переживаниям, человек проявляет взаимный интерес, как если бы это рассказывали про него и его заботы. Но если тот же Отелло задушил на сцене Дездемону, и вы этим фактом возмутились, озлились, лучше от этого вы все равно не станете.
- Не любите людей?
- Люблю детей и животных, а людей как таковых - нет. Среди них мало умных и искренних.
Очень мало хороших артистов
- Армен Борисович, почему вы редко выходите на сцену? Что произошло? В репертуаре театра у вас всего два названия.
- Энергия уменьшилась. И я стал думать, на что ее тратить. Есть понятие потенции и импотенции. В театре это самая распространенная вещь. Падает «деторождаемость». Ведь основа нашей профессии - партнерство. А если моя партнерша или партнер засыпает, то детей не будет. И у меня все чаще пропадает желание соблазнить кого-то на сцене. Я сделал страшный вывод – у нас мало стало хороших артистов.
- А по какому принципу вы отбираете актеров в свой театр?
- Принюхиваюсь, присматриваюсь, они сами приходят ко мне показываться. Знаете, когда я преподавал во ВГИКе, случалось так, что я с одного взгляда мог определить - выйдет из этого актера что-нибудь или нет. Например, на сцене целуется пара. И вдруг я понимаю, что она великолепна, а он так себе, ничего особенного, и вообще вряд ли из него что получится. Или другой пример. Девушка как-то так поднимает юбку, что я теряю контроль. Не потому, что увижу сейчас ножку, а потому, что меня осеняет – она же невероятно талантлива.
Вообще процесс отбора и воспитания артистов очень долгий и сложный. Это потруднее, чем семью создать. Такие ошибки случаются в театрах! Такие трагедии! Я знаю такие страшные актерские судьбы, что врагу не пожелаешь. Иногда люди приходят в театр, так и не войдя туда до конца.