Единые тарифы: как достичь?
Фото: [Пресс-центр Мособлдумы]
Жители Московской области одним из первых стали оплачивать коммунальные услуги на сто процентов. Такими достижениями может похвастаться далеко не каждый регион РФ — соседняя Москва, к примеру, компенсирует из своего бюджета 48%. Однако, несмотря на столь выдающиеся достижения, тарифы на услуги ЖКХ в различных муниципалитетах Подмосковья могут отличаться в три-четыре раза. Сможет ли регион перейти на единые тарифы и как этого достичь?
Перспективы перехода Московской области на единые тарифы ЖКХ обсудили накануне подмосковные депутаты в рамках круглого стола в Домодедово. Как отметил председатель комитета Мособлдумы по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Вячеслав Крымов, гигантская разница по муниципалитетам образовалась из-за норм 131-го закона, который предписывал раздать все мощности на места.
«В результате в малонаселенных поселениях при наличии мощностей и отсутствии соответствующего объема их потребления образовывалось перетапливание, производство лишней продукции, что в конечном итоге привело к повышению тарифов», — пояснил депутат. При этом он отметил, что часть муниципальных образований быстро среагировала на ситуацию: были созданы профильные холдинги по оказанию коммунальных услуг, в результате чего тарифы выровнялись.
Примером успешного решения этой проблемы является и само Домодедово: район был преобразован в городской округ, в результате все котельные поселений бывшего района вошли в общую систему, и был введен единый тариф для всех жителей городского округа. Таким образом, у муниципальных образований есть ряд механизмов, позволяющих сделать тарифы на своей территории едиными. Только после этого можно будет привести к единому показателю тарифы по Московской области в целом.
Регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги находится в ведении высших органов исполнительной власти, однако в данной сфере есть над чем подумать и региональным законодателям, уверен Крымов. «Развитие коммунального хозяйства и тарифная политика неразрывно связаны с инвестициями, финансами, имущественным комплексом, сферой государственно-частного партнерства — все это регулируется законами Московской области», — отметил он.
Напомним, оказанием услуг в сфере теплоснабжения в Московской области занимаются 578 компаний, а в сфере водоснабжения и водоотведения — 467 организаций. При этом общий инвестиционный потенциал развития инженерной инфраструктуры региона составляет более 200 миллиардов рублей, из них теплоснабжение — 96,8 миллиарда, водоснабжение — 54,7 миллиарда, и водоотведение — 49,4 миллиарда рублей.
Сейчас в Подмосковье ведется активная работа по выработке дорожной карты, которая приведет весь регион к единым тарифам на ЖКХ. Как рассказала председатель комитета по ценам и тарифам Наталья Ушакова, это делается для того, чтобы с максимальной оперативностью создать в каждом муниципальном образовании единые теплоснабжающие организации и единые организации в системе водоснабжения и водоотведения. Это основное условие, без которого невозможно будет введение единых тарифных стандартов на территории региона.
«Нынешняя ситуация с разными тарифами даже в рамках одного муниципалитета складывалась годами, и этому во многом способствовало законодательство. Но сейчас оно активно меняется, благодаря чему мы можем оптимизировать систему ЖКХ: не просто объединить все ресурсы, но и сделать их инвестиционно привлекательными, ведь именно тарифы обладают наибольшим инвестиционным потенциалом», — отметила Ушакова.
Однако курс на единую тарифную политику продиктован не только задачами повышения инвестиционной привлекательности региона и расширения его экономических возможностей. Одним из основных постулатов тарифной политики является доступность для граждан.
«Соблюдение баланса интересов снабжающих организаций и самих потребителей — необходимое условие в нашей работе. Поэтому мы не просто разрабатываем экономически обоснованные тарифные ставки — мы руководствуемся критериями доступности и стремимся к тому, чтобы темпы роста тарифов не превышали рост инфляции, а в отдельных случаях, может быть, были бы и ниже», — подчеркнула Ушакова.
Еще один фактор, напрямую влияющий на стоимость коммунальных услуг, — это модернизация котельных. Пока в Подмосковье остается около сотни котельных, которые до сих пор не переведены на газ, а работа на дизельном топливе или угле существенно дороже. Соответственно, растут и цифры в платежках граждан. В этом вопросе может серьезно помочь система государственно-частного партнерства: инвестиции коммерческого сектора позволят более оперативно модернизировать систему ЖКХ и сделать подмосковную тарифную политику более современной и гибкой.