Лады?
Фото: [Денис Трудников / Подмосковье Неделя]
У Александра Лучко профессия необычная.Он делает гитары. Семь лет назад уехал из столицы на границу Московской и тульской областей. С тех пор дорожку к нему протоптали гитаристы и басисты со всей страны: от Волгограда до Северодвинска. Кто в группах самый дружелюбный и почему краска - враг музыканта, мастер рассказал нашей газете.
Сбежал и рад
Мастерская, под которую отдан весь второй этаж дома, – это вам не комната в обыкновенной московской «двушке». Лучко и гитары обустроились здесь с размахом. Музыканты очень быстро прознали, где живет мастер. Инструменты стали привозить со всей России. Кто в починку, кто на переделку, кто-то заказывает с нуля.
– Что-то все про меня в последнее время вспомнили, никогда столько гитар сразу не было! – говорит мастер. По нашей просьбе пересчитал. В мастерской их оказалось двадцать. В том числе – весьма редкий заказ на семиструнный бас, который как раз создается для конкретного музыканта полностью в соответствии с его желаниями. Но он пока в заготовках.
– Александр, а вы сами-то играете? – интересуюсь я, разглядывая все это богатство.
– Ну так, чуть-чуть могу. Не очень хорошо, – отвечает он.
При том, что Лучко сейчас делает инструменты для рок-музыкантов из огромного количества городов, сам он в группах никогда не играл. И в принципе к этой культуре отношения практически не имел.
– Я никогда не панковал, ничего такого не было. У меня все с КСП началось. «Милая моя, солнышко лесное», ну и так далее, – вспоминает Александр. – Когда моя гитара сломалась, я сам попробовал привести ее в порядок, мне это понравилось. Лет пять потом искал мастера, у которого можно научиться делать это грамотно. Именно мастер мне и объяснил, что, оказывается, не все так просто. Что играть на гитаре и петь под нее – вещи совершенно разные.
О фирмах и копиях
«Отличный инструмент бас-гитара «Урал»! Ударишь врага – и враг наповал. Ничего нет лучше, если надо забить гвоздь. Один удар – и стена насквозь!» - такими вот простыми словами группа «ЧайФ» описала легендарный советский инструмент, и правда непомерно тяжелый бас «Урал». Его с примесью ужаса и ностальгии вспоминают многие музыканты из тех, что «в коморке за актовым залом». Этих инструментов в стране было довольно много, и сейчас люди хранят их как память. Но что интересно – именно «Урал»-то Александру Лучко в жизни никогда не попадался. Даже в юности.
- Тогда вообще ничего не было, честно говоря. Были всякие ленинградские, шаховские. В лучшем случае иностранцы – Cremona, Musima. И практически все, - вспоминает мастер.
Зато сейчас выбор – мама не горюй. Было бы желание искать. Ну и соответствующая сумма, конечно. Но многих такой вариант не устраивает. Хочется какой-нибудь легендарный Gibson, а денег нет. Что делать? Идут к мастеру, просят сделать копию.
- Люди думают, что так будет дешевле. Так-то оно так, но зачем это нужно, не совсем понимаю. Хочешь Gibson – купи Gibson. Копии обычно просят те, кто за брендами гоняется.
На стене у мастера на миллиметровке нарисована его фирменная гитара. Сейчас сложно придумать какую-то новую форму, уже, казалось бы, все давно опробовано. Но Лучко все-таки нашел. Правда, делать ее четко по всем чертежам, не внося изменений под заказ клиента, приходилось всего два раза. Имени пока не дал. Он вообще свои инструменты не маркирует.
- Я человек скромный, ничего на гитарах не пишу. Максимум какую-нибудь подпись ставлю, - поясняет Александр.
Краска – зло
Чем качественнее, чем лучше просушено дерево, тем дороже стоит гитара. Поднимаемся в мастерскую, ищу глазами склад. Мастер понимает мой взгляд. Надо, говорит, пополнять запасы. Уже почти все закончилось.
– Когда я делал классические гитары, у меня был шкаф, где дерево для них просушивалось при температуре примерно 30 градусов. Гитара для фламенко – это же вообще высший пилотаж. Если в процессе изготовления сделать маленькую ошибку, ее, как правило, уже невозможно исправить. С электрическими в этом отношении проще, – рассказывает Лучко. – Сейчас дерево вообще проще купить, все доступно. Никогда не крашу, кстати. Крашеная гитара – это кот в мешке. Иногда мне приходится счищать краску с покупных инструментов. Сразу видно становится и сучки, и если где-то что-то замазывали. Корпус бывает из трех, пяти, шести деревяшек склеен. То есть сделана она, по сути, из отходов. Это на звуке сказывается. Ну должно же быть какое-то уважение к традициям! Я делаю корпус обязательно из двух частей, как это принято по правилам.