Балет «Лолита» дочери Ольги Кабо шокировал зрителей

Культура и спорт
Пресс-служба театра «Русский балет»

Фото: [Пресс-служба театра «Русский балет»]

Феерически яркой премьерой открыл новый сезон подмосковный театр «Русский балет». Два одноактных балета по произведениям Владимира Набокова и Жана-Поля Сартра изобилуют новаторскими хореографическими решениями, нестандартной музыкой и всеми оттенками любви. Зрители были от постановки и в восторге, и в шоке. Оказалось, что именно такую реакцию и хотела вызвать у аудитории автор спектакля балетмейстер Татьяна Василишена.

ЛЮБОВЬ И САНИТАРЫ

Только одно название балета привлекло к премьере огромное внимание. Всем было любопытно, как можно поставить в танце трагическую историю любви возрастного писателя и школьницы, описанную Владимиром Набоковым. Зал был забит под завязку, свободных мест не было вообще.

Представленное действо поражало небывалым сплетением чувственности и трагедии, красоты и сумасшествия. По сюжету книги Гумберт Гумберт писал свой роман в психиатрической больнице, и на сцене нам об этом не давали забыть. Периодически, не обращая внимания на танцующих героев, появлялись санитары с носилками и со смирительной рубашкой.

По сюжету, как известно, все герои умерли. Зал аж вздохнул, когда в финале санитары притащили за ноги четыре трупа и грудой свалили их на сцену.

– Новаторский спектакль, мне понравилось, но, на мой взгляд, слишком много сумасшедшего дома, – отметила пришедшая на премьеру Зоя Семеновна. – Мало любви, не хватило лирики. Хотелось бы, чтобы зло было более обаятельным.

ШОКИРОВАТЬ – МОЯ ЦЕЛЬ

Сюжет бессмертного произведения Набокова хотя бы в общих чертах знают все. А вот второй балет поставили по малоизвестной пьесе Жана-Поля Сартра «За закрытыми дверями».

Три героя – журналист, богачка и служащая – попадают в ад. При жизни журналист издевался над женой, богачка убила своего ребенка и довела до смерти возлюбленного, а служащая отбила у своего кузена его невесту, отчего тот покончил с собой. Второй акт также являлся круговертью страсти и смерти.

– Интересная постановка, но к ней нужен подготовленный зритель, – рассказала зрительница Ирина. – Не каждый поймет замысел автора. Старшее поколение, думаю, будет шокировано.

– Шокировать и было моей целью, – объясняет балетмейстер, режиссер и автор либретто спектакля Татьяна Василишена. – Мы создали катарсис, очищение через страх. Развитие личности всегда идет через проблему и конфликт.

По словам Татьяны, «Лолиту» она задумала поставить еще пять лет назад. Идея зрела в ней, и в мае этого года Василишена приступила к ее реализации.

ОЛЬГА КАБО СЧАСТЛИВА

– «Лолита» – это образ вечной, безусловной любви, – подчеркивает балетмейстер. – Гумберт мучается, думая, что он педофил. Однако когда спустя много лет он видит Лолиту взрослой, то понимает, что не перестал ее любить. То есть это исцеление через любовь.

Что касается Сартра, то Василишена любит его с детства, а пьесу «За закрытыми дверями» прочитала где-то с год назад. Татьяна признается, что половину текста тогда просто не поняла.

– Когда дошла до финальной сцены, был взрыв, шок, – вспоминает Василишена. – Мне хотелось это свое ощущение передать зрителям.

Говоря о затронутых в спектакле темах смерти, педофилии и однополой любви, Татьяна утверждает: она не боится быть освистанной или неправильно понятой. Ведь это жизненные вопросы, над которыми рано или поздно задумывается каждый человек.

Мама балетмейстера, актриса Ольга Кабо, уже поздравила дочь с премьерой.

– Я счастлива, что моя дочь стала настоящим творцом, – заявила актриса. – Целый год Татьяна работала над этой постановкой и была всецело поглощена творчеством.

«Лолита. Вплоть до смерти и после» войдет в постоянный репертуар театра «Русский балет».

– Очень необычно, интересно, – в один голос, уходя с премьеры, признались Галина и Владимир. – Но впечатления еще не сформировались, нужно переварить. Радует, что увидели современную хореографию, которой мало в нашем театре.