Эксперты: музейный туризм станет трендом этого лета

Культура и спорт
Денис Трудников/Подмосковье Сегодня

Фото: [Денис Трудников/Подмосковье Сегодня]

Арестованный во Франции портрет Тимофея Морозова, принадлежащий московскому Музею искусства авангарда (основатель музея – российский предприниматель Вячеслав Кантор), попал под горячую руку европейских санкций. Однако он не первый и, что хуже, вероятно, не последний. Вначале жертвами политических разногласий пали «Маргарита Морозова» из Днепропетровского музея и «Автопортрет в сером». Последняя картина принадлежит Петру Авену, на которого ЕС после начала военной операции на Украине, так же, как и на Вячеслава Кантора, наложил персональные санкции.

– В санкционное время, как сейчас, существует стандартное понимание государственных гарантий, которые даются перед любой международной выставкой, – рассказывает директор музея-заповедника «Зарайский кремль» Кирилл Кондратьев. – Покидая границы одного государства, культурные ценности должны быть максимально защищены. Однако никто не застрахован от того, что некоторые организаторы выставок могут вести игру не по правилам.

При этом эксперт считает, что даже временный арест картин – не повод для паники, ведь знаковые произведения искусства безвозвратно изъять невозможно.

При этом, добавляет эксперт, санкционная почва может задать положительный вектор развития для российских музеев.

– Собрание отечественных музеев велико, но, увы, до конца не оценено нашей публикой, – говорит Кондратьев. – Нужно использовать настоящее время для стимулирования зрительского интереса к богатству российского собрания. В таком случае можно будет говорить о музейном Ренессансе.

Последний международный проект, в котором участвовал «Зарайский кремль», был в сотрудничестве с Британским музеем. В 2013 году статуэтка бизона, обнаруженная ранее при раскопках на Зарайской стоянке, стала ключевым экспонатом выставки в Лондоне. Однако сегодня, по словам Кондратьева, он ни за что бы не вывез такой редкий лот за границу.

– Это было бы сумасшествием – допустить, чтобы тот или иной музейный предмет покинул границы государства. Слишком велики риски, – сказал директор музея.