Храни вас фонд: один день из жизни главного киноархива страны
Фото: [Павел Попов/Подмосковье сегодня]
Государственный фонд кинофильмов РФ отметил 70-летний юбилей. Его коллекция, насчитывающая более 70 тыс. наименований, занесена в Книгу рекордов Гиннесса как одна из трех крупнейших в мире. Корреспондент «Подмосковье сегодня» отправился в Домодедово, чтобы выяснить, как устроена работа главного киноархива страны.
«ОБРЕЧЕННЫЙ НА ОДИНОЧЕСТВО» ЗАПЛЕСНЕВЕЛ
В Госфильмофонде хранят все кинокартины, выпускаемые в стране: от снятых в начале прошлого века до современных. Есть и внушительный зарубежный архив. Старые пленки проверяют и восстанавливают в отделе реставрации.
– Когда материал поступает к нам, к нему прилагается технический акт. Это как медкарта в поликлинике, – объясняет начальник отдела Надежда Сапина. – Сюда вносят все сведения: когда выпущен, кем, какие повреждения содержит. Также дается техническое заключение. Вот, к примеру, читаем: «Фильм «Обреченный на одиночество», часть первая, требует промывки от плесени».
За столами, оснащенными катушками для перемотки пленки, сидят реставраторы в белых халатах и перчатках. Они вручную ищут разрывы, следы клея, другие дефекты и устраняют их.
КАПРИЗНЫЕ КОПИИ
После проверки пленки отправляют в зал на промывку. Сначала ленту с кадрами заливают водой, затем в ход вступают щетки, а конечная точка на конвейере – сушильный шкаф.
В кабинете с табличкой «Ультразвук» пленку очищают от нагара и жировых пятен. Часто реставраторам приходится использовать те же вещества, что применяют в химчистках. Готовясь загрузить в ультразвуковую машину очередной материал, специалист берет в руки коробку с надписью «огнеопасная».
– Это пленка 1944 года, на нитрооснове, при работе с ней нужна осторожность, – говорит Надежда Сапина. – Каждая копия требует индивидуального подхода. Никогда не знаешь, как пройдет склейка в аппарате, как поведет себя лак. Чтобы стать хорошим специалистом, в среднем нужно пять лет.
Новых сотрудников обучают здесь же – слишком специфичных навыков требует профессия реставратора фильмовых материалов. Большинство работников в Госфильмофонде – жители Домодедова. В городском округе даже сложились киноархивные династии.
КАК ПАХНЕТ КИНО
– Проходите, одевайтесь. У нас холодно, – приветствует начальник отдела хранения Татьяна Кухтина на входе в одно из 19 хранилищ.
Для сохранности пленки в помещении поддерживают специальный микроклимат: температура плюс 2 градуса при влажности 30%. Внутри специфический резкий запах. «Так пахнет пленка», – говорят нам.
В процессе создания любого фильма образуется много материалов: негатив и позитив изображения, фонограммы. После съемок все они попадают в Госфильмофонд. Хранят пленки только по отдельности, чтобы в непредвиденной ситуации была возможность их восстановить.
– Работа хранителя фондов тяжелая во всех смыслах. Подержите в руках. Килограмма два, не меньше, – улыбается Кухтина, протягивая коробку с надписью «Иностранка». – Внутри 35-миллиметровая кинопленка, длина намотки – 300 метров. Это 10 минут экранного времени. Односерийный фильм занимает от семи коробок и выше.
НАДЕЖНЕЕ «ЦИФРЫ»
Удивительно, но в век цифровых технологий пленка остается самым надежным способом сохранить кинонаследие.
– На сегодня это единственный стопроцентно надежный инструмент, – подчеркивает первый заместитель генерального директора Госфильмофонда РФ Сергей Алексеев. – Мы не знаем, как хранится «цифра», – практика еще не показала. А некоторым пленкам больше 100 лет. Так что мы ни в коем случае не будем отказываться от пленки.
Вместе с тем в первостепенных планах Госфильмофонда значится оцифровка архива, благодаря чему доступ к шедеврам кино получит любой зритель.
НА ЗАМЕТКУ
Госфильмофонд РФ устраивает для посетителей экскурсии и кинопоказы. Сеансы проходят ежедневно с понедельника по пятницу с 9.00 до 16.00 по предварительной записи.
Адрес: Домодедово, мкр-н Белые Столбы, пр-т Госфильмофонда
Вход: от 300 руб.