Кирилл Плетнев: «Сражаться на мечах меня учили в Балашихе»
Фото: [Екатерина Чеснокова / РИА Новости]
Свое путешествие из Петербурга в Москву Кирилл Плетнев совершил в двадцать лет. Поначалу, как он сам признается, иногда бегал на Ленинградский вокзал и смотрел вслед уходящему в родной город поезду. Сегодня он успешный актер и режиссер. За плечами десяток театральных и более шестидесяти ролей в кино, три режиссерские работы. В интервью «Подмосковье неделя» Плетнев рассказал, почему решил стать режиссером, о своих новых актерских работах и о том, где его научили скакать на коне.
- Кирилл, вас часто называют «главным диверсантом отечественного кинематографа». Но вы как-то сказали, что хотите отойти от стереотипа военного. Почему? Например, Василий Лановой для многих «офицер», и я не думаю, что это плохо.
- Лановой, помимо офицера, был еще и Вронским. Я бы не сказал, что он только «офицер». Любой артист хочет разноплановости, это во-первых. Во-вторых, тот материал, который приходит мне, очень похож. Отштампован что ли?.. Не знаю. Это касается не только военных фильмов, а всех абсолютно. Просто в военных фильмах появились клише. Я, например, если играю какого-то военного командира, то обязательно будет фраза: «Ладно разберемся. Вперед!» В 90% сценариев так происходит. Нет, мне не совсем хочется отойти от ролей военных. Например, сейчас я согласился на картину, которая будет сниматься в Петербурге на «Ленфильме». Она посвящена блокаде и называется «Ленинградский вальс». Там я тоже буду играть военного НКВДэшника. В принципе там больше история любви на фоне блокады. А от штампованных ситуаций я отказываюсь.
- Ближе театр или кино?
- Неважно. Главное, чтобы были роли, где есть что играть (смеется).
- В прошлом году на «Кинотавре» вы получили Гран-при за короткометражку «Настя». Это ваша третья режиссерская работа. Почему решили попробовать себя в режиссуре?
- Я все время хотел этого. Поступал в 16 лет на театральную режиссуру, а не на актера. Но меня не взяли, я слишком рано на режиссуру поступал. Эта профессия требует жизненного опыта. А потом меня как-то мечта не оставила, а все крепла с годами. С 27 до 33 лет я пытался найти время для этого. Потом я его нашел и поступил во ВГИК.
- Больше нравится актерство или режиссура?
- На данный момент мне больше интересно режиссерское. Наверное, потому, что я в самом начале пути нахожусь. И много всего нужно узнавать, пробовать, шишки набивать. То есть более непознанная какая-то зона. Но от актерства я тоже не хочу отказываться. Более того, у меня три профессии. Я еще и сценарист.
- То есть сами можете и писать, и играть, и ставить?
- Ну если бы я еще был и продюсером, тогда я бы еще и деньги умел искать. Но не исключено, что я когда-нибудь к этому приду. Прям все сам (смеется).
- Почему вы короткометражки снимаете? Почему не «замахнетесь» на полный метр?
- С чего-то надо начитать. «Замахнуться» хотят многие, деньги получают единицы. Здесь вопрос не в том, чего мы хотим, а вопрос денег. Короткометражки-то я снимал за свой счет. Это я могу себе позволить. А полный метр – это миллиона два долларов. И такого позволить я себе, к сожалению, не могу. Но мы работаем в этом направлении… (смеется).
- Свой театр открыть не собираетесь? Не в Москве, конечно, а, например, в каком-нибудь городе Подмосковья?
- Не думал. Но сейчас задумался. А почему бы и нет?
- Вы ведь руководили детской театральной студией?
- Нет. Это ерунда. Не руководил никогда.
- Сейчас из-за финансового кризиса многим приходится экономить. А успешным актерам как живется?
- Приходится, конечно, и экономить, и искать работу, и соглашаться не на то, что нравится. У нас ставки снизились у всех больше, чем вполовину. Очень сильно кризис ощущается.
- Много фильмов с вашим участием снималось в Подмосковье. Наверняка вы присматривались и к местам, и к людям. Отличаются характеры, поведение от столичных жителей: москвичей, петербуржцев?
- Не знаю. Я вообще много городов России объехал. Могу, например, сказать, что в Орле в гостинице очень вкусный ресторан. Гораздо вкуснее, чем в Москве. В Серпухове, где я снимал «Настю», совершенно прекрасные какие-то места… Да нет, я бы не сказал, что люди сильно отличаются. Вот очень сильно люди отличаются от нас в Забайкальске. Они настольно оторваны от того, что называется Москвой и центром. Настолько они живут своей жизнью. Там очень многое совершенно не зависит от денег. Практически все можно решить с помощью честного слова. А по поводу Подмосковья, то я действительно очень много снимался там. Я вообще люблю области - и Московскую, и Ленинградскую. Конечно, они разные. Подмосковье более динамичное.
- Обсуждая на одной из конференций особенности актерской профессии, вы сказали, что чем больше у актера расшатаны нервы, тем он интереснее зрителю. Это правда?
- Да. Вот, например, вы работаете журналистом и ваше оружие слово. Наше оружие – нервы. Для того чтобы достоверно сыграть ту или иную ситуацию, чтобы зритель поверил, нам нужно себя довести до определенного состояния.
- Но почему именно нервы?
- Актер играет нервной системой. А как еще? Мы плачем, смеемся, переживаем, умираем вместе с героем. Затрачиваются артисты сильно, если хорошие. А плохие артисты все время с одним и тем же выражением лица просто говорят текст. Иногда даже этого и не замечая. Хорошие артисты полностью выкладываются иногда по восемь-десять часов подряд. Пытаются не перегореть. И это все нервная система.
- Получается, что после каждой роли нужно год нервную систему восстанавливать?
- Вот некоторые и лежат в клиниках, пьют, употребляют наркотики. Кто-то пытается заниматься спортом. А хорошие артисты вообще очень рано уходят. Это всем известно. Что делать? «Такая профессия – Родину защищать» (смеется).
- А вы что делаете?
- У меня всякое бывало. И пил, и спортом пытался заниматься, и путешествовать, и медитировать.
- Помогает?
- Бывает, помогает, бывает - нет. В какой-то определенный момент и баня помогает. В какой-то - хорошее общение. Нет такого, чтобы я для себя рецепт вывел. Некоторые артисты, например, в церкви служат. Говорят, помогает. Я пока такого средства для себя не нашел.
- Недавно вы закончили сниматься в исторической саге «Викинг», где сыграли князя Олега Святославовича. Это действительно «наш ответ «Игре престолов»?
- Я бы сказал, что скорее это было референцией «Храброго сердца» с Мелом Гибсоном. Ну что я могу сказать о фильме? Это достаточно амбициозный и масштабный проект. Я думаю, что он получится, потому что те люди, которые работали там (касательно и съемочной группы, и актерского состава) – это лучшее, что есть у нас в стране на данный момент. Насколько я знаю, готовились к этому на протяжении пяти или более лет. Очень хороший режиссер фильма Андрей Кравчук. Прекрасный продюсер Анатолий Максимов. И Константин Эрнст, конечно. В общем, те люди, которые могли себе это позволить. Я сам жду премьеру и мне очень интересно, что получится. Лично я пробовался туда три раза.
- С первого раза не утвердили?
- Смотрели меня на разные роли. Сначала на одну, потом на другую. Присматривались. Хотя у меня было всего семь съемочных дней, я могу сказать, что для меня это были одни из самых сложных съемочных дней в жизни.
- Почему?
- Потому что зима, лошади, бороды, огромное количество обмундирования, мечи, скачки по каким-то трущобам, оврагам и так далее, и тому подобное.
- То есть все трюки актеры выполняли сами?
- И актеры, и каскадеры. Но обязательным условием было то, чтобы актеры, которые заняты в сценах с лошадьми, умели ездить верхом. Проходили выездку. Я специально ездил заниматься мечами, лошадьми.
- Куда ездили?
- В Балашиху.
- А снимали где?
- Мою линию снимали в Можайске и на Новой Риге на «Главкино». А вообще проект снимался еще и в Крыму.