«На все деньги»: меценат подарил галерее в Балашихе около 300 работ классиков наивного искусства
Фото: [Из архива Балашихинской картинной галереи]
За последние три года 64-летний Сергей Тарабаров передал в Балашихинскую картинную галерею около 300 предметов искусства художников наивной школы. Корреспондент «Подмосковье сегодня» встретилась с меценатом и поговорила с ним о «синдроме бессребреника».
В НАЧАЛЕ БЫЛ «ХУТОРОК»
Неспешно, опираясь на трость, Сергей Дмитриевич идет по залу галереи. Останавливается около картины, на которой изображены рядком стоящие деревенские домики, а на переднем плане по речке плывут лодочки. Тарабаров задерживает дыхание, приспускает очки на кончик носа и смотрит на полотно в упор.
Этот «Хуторок» классика наивного искусства Александра Суворова он видел сотню, может, тысячу раз. Каждый мазок ему знаком, каждую тень знает наизусть. Именно «Хуторок» открыл в 2016 году череду безвозмездных подарков Сергея Дмитриевича Балашихинской картинной галерее.
Сначала Тарабаров передавал по одному холсту, потом начал одаривать сериями. Сейчас в фонде около 300 картин из личного собрания мецената. Именно благодаря этому бессребренику осенью 2017 года впервые в Балашихинской картинной галерее открылась постоянная экспозиция выдающихся представителей наивного искусства.
– Наивный художник никогда не учится мастерству, – объясняет Сергей Дмитриевич, указывая на «Осень» Михаила Ржанникова, еще одну подаренную им картину. – Он руководствуется собственным впечатлением, обладая врожденным чувством красоты и прекрасного.
ХУДОЖНИКА ОБИДИТ КАЖДЫЙ
Сергей Тарабаров – коллекционер, культуролог, президент Общественного фонда наивного искусства «Остров Тарабаров». В 90-х он был директором галереи наивного искусства «Дар», но она закрылась в 2002 году из-за отмены правительством Москвы льгот на аренду для некоммерческих организаций.
Сам он пробовал рисовать лишь в детстве. Но, не найдя поддержки отца и не получив отклик у преподавателей, решил помогать талантливым друзьям-художникам.
– Помню, как-то нарисовал чемодан, – рассказывает меценат. – Простой такой, советский, прочный саквояж. А учитель мне за него двойку влепил. Потом в детском пионерском лагере на конкурсе рисунков точно такой же чемодан принес мне первое место.
Знал ли юный пионер, что живопись, пусть и чужая, наивная, станет частью его жизни? А частица этих художников будет жить в нем самом?
ТАРАБАРОВ И «БАНДИТЫ»
31 год назад Сергей Дмитриевич начал собирать произведения наивных мастеров. В помощницы взял супругу Евгению. Вместе искали достойные работы по всей стране. Одни покупали, другие обменивали, третьи получали в дар.
– Отправился как-то к знаменитому художнику Павлу Леонову в деревню в Ивановскую область, – вспоминает Тарабаров. – Машины тогда у меня не было, пришлось добираться через леса на перекладных. Ехал не с пустыми руками. Вез в подарок краски. У Леонова были скромные запросы: есть палитра – хорошо, нет – может и половыми красками обойтись.
Таких историй у него немало. Однажды в 90-е в Центр современного искусства зашли двое крупных и представительных мужчин в кожаных куртках.
– Один еле в проем помещался. Одним словом – «бандит». Хотели картину Анатолия Зверева купить. А откуда у нас Зверев? – разводит руками Сергей Дмитриевич.
Отметив решительность кожаных курток, коллекционер сопроводил их к знакомому художнику. Тот в итоге и продал им желанную картину. За это мужчины одарили Тарабарова мешком денег. А на следующий день случился дефолт. И деньги в мешке превратились в фантики.
КОГДА ВНУТРИ ЧТО-ТО ЕКАЕТ
Случалось, что за понравившуюся картину Сергей Дмитриевич отдавал последние сбережения. И не жалел потом. Супруга тоже не осуждала, из дома не выгоняла.
– Когда при взгляде на картину внутри что-то екает, это верный признак того, что нужно покупать, – отмечает Тарабаров.
Себя он считает небогатым человеком. Самая дорогая картина в его коллекции принадлежит кисти Елены Волковой. Стоила она 25 тыс. долларов. Общую оценку своей коллекции меценат не проводил. Но уверен, что сейчас она стоит намного больше, чем на этапе формирования.
– Приобретая картину, коллекционер исходит из двух вещей: нравится ли ему работа и как она будет вести себя на рынке в будущем, – говорит Сергей Дмитриевич.
Прощаться с картинами из своей коллекции ему не жалко. Отдавая их в дар, испытывает чувство катарсиса.
– А где их прятать? Дома уже места нет. А здесь они все на виду. Меня и посетителей радуют, – улыбается Тарабаров.
По его словам, любое меценатство есть «достижение каких-либо целей». В случае Тарабарова – открытие первого в России государственного музея наивного искусства. Не исключено, что появится он именно в Московской области.