Операция «Реставрация»: редкие экспонаты вернулись в музей-заповедник «Зарайский кремль»

Культура и спорт
Пресс-служба музея-заповедника "Зарайский кремль"

Фото: [Пресс-служба музея-заповедника "Зарайский кремль"]

Картины, расписные шкатулки XIX века, привезенные с Дальнего Востока, графику, статуэтку болванчика и фарфоровые чайные предметы скоро можно будет снова увидеть в экспозиции «Зарайского кремля». Рассказываем, как возвращали к жизни ценные экспонаты и что нового обнаружили специалисты в ходе реставрационных работ.

ВЕРНУТЬ КОНЕЧНОСТЬ

Над девятью предметами из фондов «Зарайского кремля» несколько лет колдовали реставраторы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНРЦ) им. академика И.Э. Грабаря. Они очищали от векового загрязнения холсты, лечили повреждения, скрывали сколы и даже «протезировали» детали.

Один из реанимированных экспонатов – чайная кружка. Это образец русского частного фарфорового производства, изготовленный на заводе Батенина в 1834–1838 годах.

– Массивная цилиндрическая кружка с характерной изогнутой ручкой украшена видом Александровской колонны в Петербурге, – описывает экспонат пресс-служба музея. – Судя по декоративному оформлению и обилию позолоты, кружка относилась к подарочным изделиям завода.

Видимо, элемент чайного сервиза разбился, а потом его склеили неровно, потеряв ручку. Специалистам пришлось решать сложный вопрос – как найти новую деталь для старинного экспоната?

– Реставрация началась для нас с исследовательской работы, – говорит научный сотрудник ВХНРЦ им. Грабаря Анастасия Грузнова. – Перед реставраторами всегда стоит трудная задача. Изготовленная заново деталь должна гармонично вписываться в целое и не должна фальсифицировать историческую и художественную документальность памятника.

Экспертам нужно было найти историческую приближенную копию, то есть точно такую же кружку с ручкой того времени или максимально похожую того же периода. Реставраторам повезло: у посуды сохранились фрагменты основания, что позволило сузить круг поиска. В итоге «пациента» расшили, очистили и вернули ему недостающую конечность – новую ручку.

АВТОГРАФ НА МИЛЛИОН

Акварельный итальянский пейзаж «Вид неаполитанского залива и Везувий» привлекает внимание своей стилистикой. Картину относят к третьей четверти XIX века, но имя ее автора долгое время не удавалось установить. Работа была загрязнена, и все попытки разобрать автограф художника не принесли успеха.

После реставрации детали пейзажа стали более отчетливыми. Вооружившись лупой и ультрафиолетовым фонарем, музейные сотрудники смогли наконец прочитать автограф – G.G. Lanza.

– Джованни Джордано Ланца – неаполитанский художник-пейзажист, – рассказывают в пресс-службе «Зарайского кремля». – Ланца считался весьма востребованным акварелистом – его заказчиками были и итальянский король Виктор Эммануил II, и французские Бурбоны, и представители русской аристократии. Также выяснилось, что копию музейного пейзажа продали на аукционе Сhristieʼs в июле 2011 года.