Под звук паровоза и стихи: «Фабрика Станиславского» стартовала в Москве и Подмосковье

Культура и спорт
Павел Попов/Подмосковье Сегодня

Фото: [Павел Попов/Подмосковье Сегодня]

В музейном комплексе «Паровозное депо «Подмосковная» прошло яркое и зрелищное открытие IV Летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского». Прямо на свежем воздухе – в «живых декорациях» – в антураже старинной железнодорожной станции гостям и зрителям представили спектакль «Чужие берега. Противостояние» – open-версию недавней премьеры Губернского театра по поэзии белой эмиграции. Корреспонденты «Подмосковье неделя» в прямом смысле нюхнули пороху и на некоторых сценах прочувствовали на себе всю мощь фразеологизма «душа в пятки ушла».

МЫ НЕ САХАРНЫЕ

Это даже не декорации. Это реальная станция, реальные паровозы, рельсы. Да и буквально в нескольких мет­рах от музейного комплекса – станция Красный Балтиец, на которую прибывают поезда МЦД. Именно тут актеры сейчас сыграют постановку о белой эмиграции, о русских без России, прочитают поэзию «русского Харбина» и «русского Парижа».

Прохожусь по территории, навстречу – сам Сергей Безруков, художественный руководитель «Фабрики». Здороваюсь и ненароком спрашиваю: «Как у вас дела?»

– Все хорошо, спасибо! – так же просто отвечает он и озаряет улыбкой. Все пространство вокруг тоже озарено – солнцем, но смартфон настойчиво предупреждает: будет дождь и гроза. А на небе ни тучки!

– Будете играть, если будет дождь? – спрашивают журналисты Антона Соколова. У него в спектакле ведущая роль.

– Конечно, нам дождь не помеха, не сахарные! – отвечает Соколов и рассказывает про своего персонажа. – Он офицер, полковник, который в очень сложные времена пытается спасти свой дивизион. Он всех освобождает от несения воинской службы, уезжает, оказывается никому не нужным, брошенным, пытается как-то выживать в этих условиях, но у него ничего не получается. В какой-то момент он решает покончить с собой, но – женщина, любовь, тоска по родине. Все это в нем каким-то образом откликается и он выбирает жизнь. Сложную, но жизнь.

ЭТО ЖЕ 5D

Зрители усаживаются на перроне – и начинается действо. Антон Соколов назвал это 5D-спектаклем. Вокзал, разговоры, поэзия Марины Цветаевой, Игоря Северянина, Зинаиды Гиппиус и других не самых известных широкой пуб­лике авторов – Алексея Ачаира, Арсения Несмелова. Тут же проза – «Дни Турбиных» Булгакова и даже фрагмент «Тараканьи бега» Алексея Толстого, так что все складывается в сюжетную линию. Но уже в начале спектак­ля – хлоп, взрыв, выстрелы! Настоящий дым, порох, который летит во все стороны. Это имитация Гражданской войны. Зритель такой правдоподобности явно не ожидал. Так громко, так реалистично, что ты даже съеживаешься. Да еще и к перрону в самом деле подъезжает настоящий паровоз!

– Это ощущение правды, – отмечает Сергей Безруков. – О которой как раз и говорит Константин Сергеевич Станиславский (в основе фестиваля именно система Станиславского. – Прим. ред.). Правда, и ничего кроме правды. Вы верите тому, что происходит на сцене. А в метре от вас идут события – эшелон, прибытие поезда, солдаты. Вы на секунду оказываетесь там, среди этих боев, когда белые уходили из Крыма. И вот эти русские люди, которые любили свою родину истово и были готовы отдать за нее жизнь, оказались за кордоном, продолжая любить свою родину…

Собственно говоря, в основе фестиваля – русский психологический театр. Каждому действию актера вы, как Станиславский, точно скажете: «Верю». Именно по этому принципу на фестиваль и отбирались театральные работы. До 12 июня свои спектакли покажут коллективы из семи регионов России: Мос­квы, Твери, Иванова, Стерлитамака, Екатеринбурга, Севастополя и Новокуйбышевска. Постановки будут идти как на сцене Губернского театра, Театра Наций, так и на подмосковных площадках (ОДЦ «Октябрь» в Сергиевом Посаде, театр драмы и комедии в Ногинске). По итогам конкурса жюри вручит призы за лучшую актерскую работу и лучший ансамбль – это статуэтки «Верю», которые по традиции создает «Дулевский фарфор». Ах да! Дождя в итоге не было – но даже если бы был, это бы придало постановке особого драматизма и реалистичности. Все по Станиславскому!