Современное искусство впервые выставили в классическом музее Подмосковья
Фото: [ serpmuseum/instagram.com ]
Зритель региона охотнее воспринимает привычную классику: маринистический пейзаж Айвазовского или исторические портреты Репина. Но Серпуховский историко-художественный музей, знаменитый своей богатейшей коллекцией авангарда, а также голландской, итальянской и французской живописью XVI–XIX веков, решился на эксперимент. Рассказываем, как построена первая экспозиция современного искусства в стенах классического музея.
ЧЕРЕЗ ЗАМОЧНУЮ СКВАЖИНУ
В некотором городе С. на рубеже XIX–XX веков жил архитектор Федор Исаев. Фигура этого загадочного человека, его мысли и воспоминания стали основой для новой выставки-исследования, захватившей четыре зала Серпуховского историко-художественного музея. Кураторы проекта, молодые подмосковные художники Нэля Рублева и Елизавета Гришина, через различные артефакты предлагают познакомиться с героем, расцвет деятельности которого пришелся на первую четверть прошлого века.
– Именно этот отрезок времени стал переломной вехой в русском искусстве, – рассказывает Рублева. – Художники, архитекторы, музыканты, танцоры и композиторы чувствовали наступление нового мира, для описания и воплощения которого разрабатывали совершенно другой художественный язык. Воплощенные проекты и мысли, которыми они были продиктованы, до сих пор радикальны и актуальны для современности. Именно таким новатором был и наш архитектор.
Серпуховский музей впервые в своих стенах презентует инсталляцию как форму современного искусства. Построена она из работ российских художников-исследователей из Москвы, Московской области, Ростова-на-Дону, Калининграда, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Экспозиционное пространство сформировано таким образом, что связывает между собой художественные объекты и становится единым полотном повествования. Такими предметами, создающими впечатление полного погружения в жизнь главного героя выставки, являются картонные коробки, картины, скульптуры из различных материалов, звуковые и медиапроизведения.
Зрители, выходя из одного зала в другой, отодвигая полиэтиленовые шторы, погружаются в историю провинциального архитектора, заглядывают через замочную скважину в его комнату, смотрят на его работы – макеты усадеб, которые он так и не построил, а также сочувствуют пожару в его доме.
ГОТОВЫ К ДИАЛОГУ
Создавая инсталляцию, кураторы нарочито делали отсылки к вековой давности. Современный городской житель может сопоставить свои переживания с тем, что чувствовал человек, живший 100 лет назад, и задаться вопросом: «А так ли много изменилось в мире по прошествии времени?» При этом главная мысль проекта раскрывается только в конце экспозиции.
– Искусство не должно нравиться, как это было раньше, – считает директор музея Жанна Алейникова. – В первую очередь оно должно нравиться самому творцу, который выстраивает вокруг себя мир, а не просто отражает его. Сегодня очень подходящее время говорить и показывать современное искусство. Два года назад, начиная работу над проектом, у нас были сомнения, мы опасались, что, возможно, нас не поймут. Но сегодня мы готовы вести диалог с посетителем, размышляя над современным искусством.
Чтобы выставка лучше «усвоилась» у зрителей, музей приготовил обширную параллельную программу. Первым ее мероприятием станет АRT-медиация с кураторами проекта, которая пройдет завтра. Елизавета Гришина и Нэля Рублева погрузят участников медиации в дневники архитектора Федора Исаева, максимально вовлекая в выставочное пространство.