Спектакль «Версия чайки» адаптируют под «Золотую маску»

Культура и спорт
Елена Ненашева/facebook.com

Фото: [Елена Ненашева/facebook.com]

Проект «Версия чайки», который режиссер Елена Ненашева реализует в Чехове, весьма необычен. Подмосковный спектакль-променад вызвал немалый переполох и уже получил четыре номинации на премию «Золотая маска». Объясняем, почему на постановку нужно идти, а лучшее для этого время – весна и лето.

ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Одна из главных тенденций современного театра – выход за традиционные пределы. Следуя духу времени, спектакль «Версия чайки» выполнен в формате site-specific променад-спектакль. Это означает, что постановка создана под определенное пространство, и зрители, следуя за героями, принимают в ней непосредственное участие.

Молодой режиссер, выпускница Школы-студии МХАТ и Центра им. Вс. Мейерхольда Елена Ненашева приехала в резиденцию «Чехов #APi» и решила, что именно так могла выглядеть усадьба Ирины Аркадиной из «Чайки», если бы пьеса разыгрывалась сегодня.

– Вся наша команда работала не только для того, чтобы рассказать эту чеховскую историю, но и чтобы объяснить ее с позиции сегодняшнего дня, изнутри пространства, – говорит Ненашева.

Спектакль устроен довольно сложно. В нем четыре параллельных действия. Все они разворачиваются под открытым небом. Да и зрители не сидят в зале. Поделенные на группы, они путешествуют за своим героем: Аркадиной, Тригориным, Заречной или Треплевым.

– Все это было бы невозможным на классической театральной сцене, – уверена Ненашева. – Благодаря этому пространству рождается огромное количество возможностей.

Так, сцена свидания Аркадиной и Тригорина проходит на настоящем холме, у подножия которого стелется туман. А, например, музыкальное оформление композитора Дмитрия Аникина сопровождается пением живых птиц. Природное пространство дополняется усилиями постановочной команды, что обеспечивает более глубокий эффект погружения.

Спектакль «Версия чайки» изначально имел лишь весенне-летнюю версию.

– Мы выпустили его в мае и играли до конца лета, – рассказывает Ненашева. – Но после номинации на «Золотую маску» адаптируем его под фестиваль и покажем в марте и апреле еще раз. Это будет «снежная» версия.

ГОВОРЯЩАЯ ГОЛОВА

Оформившие «Версию чайки» Михаил Заиканов и Ваня Боуден претендуют на звания лучших художников драматического спектакля по версии «Золотой маски».

– Меня позвала сюда Ваня. Он, собственно, больше всего и сделала для этой постановки, – скромничает Заиканов.

Несмотря на то что в формате уличного променада Михаил работал первый раз, это ему принадлежит все мультимедийное наполнение спектакля. Одна из самых эффектных работ Заиканова – «говорящая голова» Аркадиной. Оказываясь в лаборатории сына, героиня нажимает на кнопку, и над столом появляется ее виртуальное изображение.

Этот спектакль, по мнению Михаила, рассчитан даже для неподготовленного зрителя.

– Это экспериментальная постановка, в которой актеры существуют по классическим законам, – считает Заиканов.

РОЛЬ-МЕЧТА И РАБОТА-КАЙФ

Для актрисы Юлии Волковой номинация в категории «Лучшая женская роль» стала неожиданностью.

– Не думала, что это будет как-то отмечено, – не скрывает она. – Это была работа в актерский кайф, который редко встретишь в стационарном театре.

Для Волковой доставшаяся ей роль оказалась «мечтой».

– Эта история про фантастическую женщину, – считает Юлия. – Она прекрасна тем, что невероятно искренна во всех своих поступках и порывах. Для меня эта пьеса про женщину-мать и женщину-актрису.

Сама Волкова воспитывает двоих сыновей, разрываясь между съемочными площадками и домом. Взаимоотношения с сыном актриса сделала главной болевой точкой своего персонажа.

– Как не травмировать ребенка тем, что ты выбрала жизненный путь и профессию актрисы? Как не задавить в нем творческую единицу? Я сама с каждым днем все больше об этом задумываюсь, – пояснила Юлия.

По ее словам, отсутствие стен в спектакле добавило пьесе «невероятного волшебства». Она вспоминает финальную сцену с сыном, когда во время спектакля пошел дождь.

– Как будто природа вместе с тобой рыдает. Ты попадаешь в такие условия игры, где пространство само начинает работать на тебя.