Срочно в печать: как и для чего жители Реутова осваивают технику монотипии
Фото: [Денис Трудников/Подмосковье сегодня]
Одни используют для рисования кисти, другие – пальцы, а художник из Реутова Александр Лаптев создает яркие шедевры при помощи печатного станка. Этой технике, именуемой монотипией, он обучает всех желающих совершенно бесплатно. Мастер-классы пользуются огромной популярностью у горожан всех возрастов. На одном из них побывал корреспондент «Подмосковье сегодня».
ХОЧУ БЫТЬ ХУДОЖНИКОМ!
В конце сентября в Музейно-выставочном центре Реутова открылась выставка «Осторожно, лето», где представлены работы студента политехнического университета Александра Лаптева, выполненные в технике монотипии. Теперь в печатной мастерской художника аншлаг: горожане, побывавшие на экспозиции, мечтают научиться создавать такие же яркие работы. Тем более,что автор утверждает: это возможно, независимо от возраста и навыков рисования.
– Будьте внимательны, не запачкайтесь! Мы используем типографскую краску, которая с рук отмывается, а с одежды – нет, – приветствует участников мастер-класса Александр Лаптев. – До изобретения принтеров формы для печати тиражей создавались на камне, металле, дереве. Монотипия – это современный способ печатной графики, при котором полученный оттиск всегда бывает единственным, уникальным, отсюда и название. Освоить ее может любой.
– Хочу быть художником! – доверительно шепчет мне на ухо пятилетняя Аня Шитько, пока взрослые рассаживаются по местам.
– Мы были на выставке и очень заинтересовались этой техникой, хотя живописью не занимаемся, – объясняет мама девочки Елена. – Просто очень любим иллюстрации в книжках, а монотипия к ним приближена. На мастер-класс пришли уже во второй раз. Это достаточно сложно, но эффект впечатляющий. Сейчас сами увидите.
ДАВАЙТЕ НАКАТИМ
Монотипия начинается с создания эскиза. Мне было предложено запечатлеть первое, что попадется на глаза. Получилась странная композиция из стопки книг, бутылки и морской раковины, выполненная нетвердой рукой человека, который последний раз держал карандаш на уроках ИЗО в школе.
– В этом и прелесть метода! Он подходит для тех, кто вообще не умеет рисовать. Техника сама по себе довольно эффектна, поэтому даже неумелый рисунок становится интересным и ярким, – подбадривает художник.
Следующий этап – снова рисование. Только основные контуры эскиза уже чертятся на печатной доске, роль которой выполняет металлический лист. О главном правиле создания оттиска, которое гласит, что рисунок должен переноситься зеркально, я благополучно забыла. Поэтому впоследствии стопка книг превратилась в несуразный многогранник.
С передачей цвета в монотипии все еще сложнее: каждый тон наносится отдельно, накладываясь на предыдущий.
– А теперь давайте накатим желтую краску на вашу доску. Делается это при помощи валика, – продолжает инструктировать художник. – Затем берете тряпку и снова прорисовываете контур, стирая краску там, где хотите в дальнейшем получить другой оттенок.
Наконец, доска, выкрашенная в желтый цвет, отправляется в печатный станок. Его валы создают большое давление на пластину, благодаря чему изображение переносится на бумагу.
НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ ПРОЦЕСС
А дальше вся процедура с нанесением и стиранием краски на доску повторяется еще дважды, только уже с другими цветами. В результате картина приобретает совершенно неожиданные оттенки.
– По поводу цвета ваши ожидания, скорее всего, не оправдаются в случае с первыми 100 монотипиями. Для новичков это почти неконтролируемый процесс, и это абсолютно нормально, – уверяет художник. – То же самое происходит и с формой предметов, изображенных на картине, ведь их очертания также приходится рисовать много раз.
Результатом занятия стали удивительные миры, ожившие на бумаге с фиолетовыми облаками, зелеными цветами и загадочными животными.
– Это очень полезный и увлекательный опыт, – поделилась впечатлениями реутовчанка Елена Жучкина. – В монотипии присутствует элемент волшебства. Никогда не знаешь, какая получится работа. Нынешнее поколение вообще мыслит более графично, наверное, поэтому печатная графика вызывает такой интерес.