Тело в дело: как новичку подобрать себе тренера в спортзале

Культура и спорт

Если вы считаете, что до лета еще далеко и приводить себя в порядок к пляжному сезону рано, то вы ошибаетесь. Уже пора записаться в спортзал или, например, подарить абонемент своей второй половине на 23 февраля или 8 Марта. О том, как новичку грамотно выбрать инструктора и не попасть к лжетренеру, объясняет опытный специалист из Электростали Эрик Досев.

СМОТРИ НА КЛИЕНТОВ – УЗНАЕШЬ

Если вы впервые оказались в тренажерном зале и слабо представляете, с чего начать, то самое логичное – нанять специалиста. При выборе необходимо ориентироваться на три пункта.

Первый. Почитайте о «регалиях» тренеров, информация о них есть у менеджеров клуба. К этому, впрочем, стоит относиться осторожно, потому что нередко сотрудники списывают заслуги друг у друга.

– Я учился в хорошей спортшколе «Олимп», – рассказывает Эрик Досев. – Это коммерческий колледж с тремя инструкторами. Но он не уступает по качеству крутому колледжу Бена Вейдера или FPA Калашникова».

Разумеется, даже десятилетний стаж работы не говорит о профессионализме. Но порой перечень достижений дает хорошее представление о спецах в зале.

Второй. После выбора тренера с первых занятий изучайте остальных его клиентов, а точнее, их количество и качество.

– Лично я не держу много клиентов, – продолжает специалист из Электростали, – когда они «на потоке», я начинаю плохо выполнять профессиональные функции. Стараюсь набирать новых спортсменов ограниченно и вкладываться в тех, кто продолжительное время со мной. Пять человек я тренирую практически с начала моей тренерской карьеры.

В первые дни занятий пообщайтесь с клиентами вашего тренера о том, как тренируются они, о питании, методиках наставника. По возможности спросите, какими они были до тренировок и стали после. Это важнейший показатель проф­пригодности инструктора.

Третий. Бывает, что профессионал высокого уровня с хорошими клиентами, статусом и образованием просто не подходит вам по энергетике.

Выбрав тренера, необходимо задавать ему вопросы о своих физических данных, режиме питания, идеальном распорядке дня. После этого инструктор дает рекомендации и наблюдает, к чему человек больше склонен – функциональному тренингу, силовому или набору мышечной массы и развитию мускулатуры.

ОБХОДИ КОММЕРСАНТА СТОРОНОЙ

Самих тренеров можно поделить на четыре типа.

Первый – это часто встречающиеся в залах качки-любители, которым нужен регулярный и бесплатный доступ к тренажерам. Это, по словам Досева, не самый плохой вариант, поскольку на фоне своего увлечения человек может здорово развиваться.

Второй тип – «тренеры-коммерсанты», те, кто старается заработать на потоке людей. Они могут быть хорошими «продажниками», но при этом не обладать знаниями и даже спортивной формой. Примечательно, что встречаются они даже в залах премиум-класса.

Третий тип – «тренеры-спортсмены», они хороши тем, что сами профессионально готовятся к соревнованиям. Они более основательно учат клиентов выполнять базовые упражнения в силу опытности и статуса.

Четвертый тип – «тренер-тренер» – редкий и лучший. Такие наставники считают, что каждый клиент – это статус и реклама их работы. Эти специалисты больше вкладывают в людей и нередко работают себе в убыток.

МИФИЧЕСКИЙ ПСЕВДОТРЕНЕР

Логичный вопрос: должен ли наставник быть качком? В определенной степени – да. Тренер-методист, который не имеет спортивной формы, а владеет только теорией, не сделает из подопечного ни лифтера, ни бодибилдера. К примеру, тренер по пауэрлифтингу должен страховать спорт­смена. Без определенных физических навыков наставник попросту не сможет этого делать. Разумеется, немало специалистов после окончания спортивной карьеры теряют богатырскую удаль, однако базовые навыки они все же сохраняют.

– Фитнес-клубы стараются набирать людей более-менее квалифицированных и опытных, – говорит Эрик. – Для этого существуют проверки на профессиональные знания и диетологическое сопровождение. В известных сетях очень тяжелые тестирования. В именных и VIP-залах проверки еще сложнее.

Вместе с тем инструктор советует помнить о банальном человеческом факторе. Бывает, что тренер работает плохо только в определенный период, например если сам является действующим спортсменом и готовится к соревнованиям. Тогда с большой вероятностью он сделает акцент на развитии себя.

– Когда у тебя 13 часов работы плюс свои тренировки, на которых ты тратишь 3000 килокалорий за раз, просто не остается сил и концентрации внимания на других людей, – поясняет атлет. – В таких ситуациях клиенту нужно понимать своего тренера и в некотором роде его поддерживать. Взаимность не заставит себя ждать.