Уникальные предметы из дворянских усадеб впервые показали на выставке в «Новом Иерусалиме»
Фото: [Павел Попов/Подмосковье сегодня]
Авторы проекта «Возвращение в усадьбу» объединили в Истре экспонаты из пригородных домов князей Голицыных, Шереметевых и Романовых. Многие из предметов раньше никогда не показывали публике. Эти картины, посуда, мебель, украшения и оружие несколько веков назад составляли интерьеры усадеб Ильинское, Николо-Урюпино и Покровское. «Подмосковье сегодня» рассказывает об уникальной выставке – одном из ключевых событий в рамках празднования юбилейного года «Нового Иерусалима» и фестиваля «Лето. Музыка. Музей».
РЕКА ВРЕМЕНИ
Чтобы узнать о быте и нравах дворянских усадеб XVIII–XIX веков, посетителям предлагают познакомиться с интерактивной картой 1828 года. На ней видно, как и где располагались эти дома в Подмосковье. Следуя этому навигатору, создатели выставки предлагают окунуться в реку времени – инсталляцию, размещенную во втором зале, которая рассказывает о переходе русской дворянской культуры в музейную ипостась.
Документальные фотографии показывают, как формировалась коллекция, а портретная галерея по периметру зала иллюстрирует, чьими трудами создавалась эта работа. Эта хроника и есть река. А окружающие ее собрания предметов, с помощью которых воссозданы части дворянских гнезд, это островки – непотопляемая память времен. Например, грузные кресла конца XVIII века принадлежали графу Николаю Шереметеву, а старинная ваза, подаренная императрице Марии Александровне в 1866 году, – одна из немногих свидетелей исчезнувшей усадьбы Ильинское.
ТАК ЖИЛИ АРИСТОКРАТЫ
Самый роскошный зал выставки посвящен триумфу золотого века русской усадьбы.
– Здесь мы говорим, с каким удовольствием и эстетикой богатые помещики относились к своему быту, – рассказывает куратор выставки Ксения Новохатько.
Жемчужины выставки – предметы из Андреевского сервиза, созданного на помолвку будущей императрицы Екатерины II, портрет княгини Голицыной, ставший прототипом пушкинской «Пиковой дамы», и барельеф из усадьбы Ярополец, изображающий графиню Екатерину Чернышеву.
Коллекция западноевропейской живописи представлена в виде шпалерной развески (способ размещения картин, когда живопись занимает всю стену. – Прим. ред.). То и дело на выставке можно услышать бой или тиканье часов. Их здесь множество: от помпезных барочных, украшенных фарфором, до небольших, украшавших стены загородных резиденций императорских семей.
Ряд стульев в конце зала – абсолютно кинематографичная картина, будто приманка для великого комбинатора. Один из стульев отливает грязно-изумрудным цветом не просто так: по словам научного консультанта проекта историка Александра Савинова, мебель из карельской березы, протравленная в квасе, приобретает зеленоватый оттенок. Сейчас такое кропотливое производство кануло в Лету, как и блестящая эпоха дворянских усадеб.
– Мне кажется, что эта выставка будет позитивным и созидательным шагом на пути к сохранению интереса к этим усадьбам, – сказала председатель наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова. – Мудрость и структурированный профессиональный подход, которые проявил коллектив музея «Новый Иерусалим» в подготовке этой темы, определил судьбу многих мест Подмосковья, которые сейчас широкой публике неизвестны.