Звукорежиссер из Подольска покоряет мировое кино и претендует на «Золотую маску»

Культура и спорт

26-летний Михаил Огоньков – представитель династии работников культуры. Вся его семья трудится в Народном драматическом театре-студии «Артель» в подольском ДК «ЗИО», но Михаил пошел дальше – он работает в известной киностудии звукорежиссером. Сейчас Огоньков занят фильмами, которые мы скоро увидим в кинотеатрах, а театральный проект, к которому он приложил руку, легко может взять «Золотую маску».

АКТЕРСКАЯ СЕМЬЯ

Михаил посвящен в театральную жизнь с детства. Мама Ольга – режиссер, папа Максим – актер.

– Мы с сестрой буквально росли за кулисами, – говорит парень. – Первая серьезная постановка случилась, когда мне было 13 лет. Как сейчас помню, военная пьеса Константина Симонова «Русские люди». У меня небольшая роль связиста. Всего четыре выхода на сцену, но уже тогда мне было важно чувствовать себя частью большого дела.

Сегодня Огоньковы работают в театре-студии «Артель» в подольском ДК «ЗИО». Михаил участвует в спектаклях «Бесприданница», «Утиная охота», «Последний Дон Кихот» и других. Но большую часть жизни отдает своей основной профессии – он звукорежиссер.

– Однажды я подумал, что было бы интересно подбирать музыку для спектаклей, – вспоминает Михаил. – Записался на курсы и там понял, что эта профессия сильно глубже, чем я представлял.

КИНО ПОД СОЛНЦЕМ

Огоньков поступил в Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Набраться опыта ему помогли две киноэкспедиции. В 2016 году он со съемочной группой отправился в Боснию и Герцеговину снимать документальный фильм «Мосты» про балканские войны. А потом – в Грецию, на Афон. Три недели команда снимала историю про старца Паисия Святогорца.

– Это было тяжело физически, – делится впечатлениями Михаил. – Мы ходили только пешком, делали 20-километровые переходы под солнцем, рано вставали и работали допоздна.

ЧИТАЙ ПО ГУБАМ

В 24 года Огоньков вошел в состав звукорежиссерской группы известной киностудии «СинеЛаб».

– Мы обеспечиваем фильм звуком уже после съемок, – поясняет Михаил.

Например, чтобы в кино были слышны все реплики героев, часть из них актерам приходится переозвучивать. Звукорежиссер также отвечает за шумы – если по сюжету героиня стучит каблуками, значит, для фильма обязательно должен быть записан этот звук. Потом дело доходит до монтажа, когда записанная речь актеров должна точь-в-точь укладываться в их артикуляцию на экране.

Михаил работал над фильмом «Хандра» режиссера Алексея Камынина и участвовал в создании нескольких зарубежных проектов.

– Очень запомнилась дотошная внимательность режиссера, – вспоминает Михаил о работе над фильмом «Уроки фарси». – Даже при записи массовки, которая будет звучать где-то вдалеке, мы работали с четко простроенными фразами и актерской задачей. Когда работаешь с профессионалами высокого класса, стараешься прыгнуть выше головы.

ДЕЛО В МАСКЕ

Полное погружение в мир кино не отвлекло Огонькова от театральных постановок. Знакомство с композитором Василием Тонковидовым, который написал музыку для нескольких спектаклей подольского театра, привело Михаила в большой международный проект. С его звукорежиссерской помощью в конце прошлого года театр «СамАрт» представил «Трехгрошовую оперу».

– Это масштабная постановка немецкого режиссера, – говорит Михаил. – Живой оркестр, 22 вокалиста. Мы уже отправили все документы, чтобы нас номинировали на «Золотую маску». Думаю, у нас есть все шансы стать номинантами!