Без отрыва от дивана: как оформление ипотеки переходит в онлайн-формат

Экономика
Светлана Холявчук/ТАСС

Фото: [Светлана Холявчук/ТАСС]

Через четыре года ипотечный рынок в России переведут в цифровой формат. Среди жителей Московской области виртуальные сделки в этой сфере уже пользуются большой популярностью. Подобные инструменты позволяют экономить не только время, но и деньги. Разбираемся, что такое электронная закладная и почему за диджитал-ипотекой будущее.

ДО ЧЕГО ДОШЕЛ ПРОГРЕСС

К 2022 году ипотечное кредитование в стране планируется полностью перевести в электронный вид. Об этом сообщил вице-премьер РФ Виталий Мутко на заседании президентского Совета по стратегическому развитию и нацпроектам. Для будущих новоселов это означает, что сделки купли-продажи квартир можно будет оформлять, не посещая банк.

– Электронная, или диджитал-ипотека – это перевод всего процесса оформления кредита в дистанционный формат, – поясняет ведущий эксперт по кредитным продуктам «Банки.ру» Инна Солдатенкова. – То есть клиент, оставляя заявку на сайте банка, загружает через свой «Личный кабинет» все необходимые документы и после одобрения получает деньги в тот же день.

Заявка на получение ипотеки заполняется в электронном виде, после чего рассчитываются условия по кредиту, а предварительное решение приходит по смс или на электронную почту. Кстати, крупные банки уже обещают различные бонусы за использование этого сервиса.

Финансовые организации не первый год активно развивают электронный документооборот. По данным Росреестра, около 65% всех услуг, в том числе по ипотеке, оказывается именно в цифровом формате. За первые шесть месяцев этого года в Московской области зарегистрировано более 70 тыс. таких сделок.

БЬЮСЬ ОБ ЗАКЛАДНУЮ

Важнейшим событием для внедрения диджитал-ипотеки стало появление в июле этого года электронной закладной. Цифровой документ заполняется посредством специальной формы на портале госуслуг или Росреестра, а подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью залогодателя, которая обладает дополнительными ключами безопасности.

– Новшество начало действовать совсем недавно, но уже получает широкое распространение среди жителей Московской области, – рассказывает управляющий партнер единой городской службы «Помощь дольщикам», юрист Жанна Малис. – Тому способствует активная реклама со стороны банков, а клиентов подкупает простота процедуры и отсутствие волокиты.

Данные заверяются в Росреестре, а сама закладная переходит на хранение в депозитарий. Далее информация вносится в регистрационную запись об ипотеке. Внедрение инструмента исключает массу операций, которые в настоящее время проводят банки, отмечает генеральный директор бюро кредитных историй «Эквифакс» Олег Лагуткин:

– К примеру, отпадает необходимость распечатывать закладную, нести ее в органы государственной регистрации, ставить на учет и т.д. Сейчас покупатели недвижимости тратят на это большое количество времени.

Факт! Более 200 тыс. записей об ипотеке зарегистрировано в Московской области по итогам трех кварталов этого года.

«НЕТ» ИЗДЕРЖКАМ

Сервис позволяет экономить не только время покупателя, но и деньги банка. Ведь отпадает необходимость нести дополнительные издержки на ведение дела.

– В итоге снижается ипотечная ставка, – объясняет завкафедрой «Страховое дело» Финансового университета при правительстве России, профессор Александр Цыганов. – Реальная экономия может доходить до 0,3–0,5%.

Несмотря на то что в большинстве сделок сегодня используются электронные технологии, клиенту все-таки приходится несколько раз посещать банк. По словам специалистов, полностью исключить «живое общение» при оформлении ипотеки пока не удается по нескольким причинам. Во-первых, менеджеры банков стремятся познакомиться с клиентом, чтобы снизить риски невозвратов. Что касается заемщиков, то поход в финансовую организацию повышает их доверие к самой процедуре выдачи ипотечного кредита.

Андрей ВОРОБЬЕВ, губернатор Московской области:

– Мы переходим на электронный документооборот во всех сферах. Это исключает большое количество ошибок, повышает удобство: не нужно ездить, достаточно просто отправить файл. Мы должны полностью отказаться от бумаг, коробок, всего того, что осложняет нашу работу, делает ее непрозрачной.

КВАРТИРА В ОДИН КЛИК

Подмосковье – регион, где всевозможные новшества приживаются очень быстро. Уже почти два года в стране работает интернет-сервис «ДомКлик» для проведения операций с недвижимостью для клиентов и партнеров Сбербанка. Свыше 12% пользователей ресурса – жители Московского региона, которые самостоятельно подают заявку на получение ипотеки.

Сервис позволяет максимально быстро выбрать квартиру в новостройке. Основная коммуникация, включая различные согласования, происходит онлайн, при этом покупатель может отслеживать актуальный статус своей заявки.