Детки в деле: зачем подмосковных школьников обучают предпринимательству
Фото: [Пресс-служба Министерства инвестиций и инноваций МО]
Как начать свое дело, получить грант на проект, воплотить в жизнь смелые идеи и, в конце концов, просто найти работу по душе: помимо стандартного набора школьных предметов дети в Московской области могут попробовать себя в самых разных сферах – от науки до сельского хозяйства. Над тем, чтобы вырастить сознательных, увлеченных своим делом граждан, рука об руку работают бизнес и власти.
Я БЫ В ФЕРМЕРЫ ПОШЕЛ
В Подмосковье в конце октября стартовал пилотный проект для подростков «Я делаю бизнес». Запланированы выезды школьных групп на предприятия региона, где юным посетителям расскажут обо всех производственных тонкостях.
– Школьники смогут принять участие в мастер-классах, а также выполнить реальные рабочие задания, – рассказал министр инвестиций и инноваций Московской области Вадим Хромов. – Посещение предприятий будет носить интерактивно-развлекательный характер с возможностью фотографироваться и делать прямые эфиры.
Формат рассчитан на учеников 7–11 классов. Первая экскурсия прошла 31 октября на сыроварне «Русский пармезан»в деревне Дубровское городского округа Истра.
– Дети проявили большой интерес к предпринимательству и сельскому хозяйству, я два часа отвечал на вопросы, – сообщил нашему изданию владелец сыроварни «Русский пармезан» Олег Сирота.
Олег Сирота, владелец сыроварни «Русский пармезан», г.о. Истра:
– У ребят сейчас сложный период: им нужно определиться, на кого они хотят пойти учиться, какие знания им будут нужны в будущем. Кто-то хочет стать технологом, кто-то – ветеринаром, кто-то – бухгалтером. Проект «Я делаю бизнес» позволил школьникам узнать о навыках, которые нужны для работы на таком предприятии, как наше.
ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Важной частью встречи стал рассказ о мерах поддержки бизнеса в Московской области. До школьников постарались донести мысль о том, что государство готово поддерживать начинания предпринимателей, давать субсидии и гранты. Главное – не бояться пробовать свои силы.
– Мы также хотели показать, что профессия предпринимателя уже давно не воспринимается в нашем обществе негативно, – говорит Олег Сирота. – Наоборот, сегодня люди, которые создают рабочие места и платят налоги, – это герои.
По наблюдениям сыровара, каждый десятый школьник проявил реальный интерес к предпринимательству по итогам встречи. Однако необязательно всем быть владельцами бизнеса – есть и другие профессии.
– В школе практически невозможно определиться точно, кем хочешь стать, – рассуждает фермер. – Но детей нужно направлять, показывать им пример. Сейчас мы посеяли зерно, которое взойдет лет через пять.
Скоро в рамках проекта Мининвеста состоится еще одна экскурсия – на фабрику матрешек в Шатуре.
Для участия в пилотном проекте «Я делаю бизнес», организованном Министерством инвестиций и инноваций, по согласованию с муниципалитетами отобрали несколько школ региона.
ЧЕМУ НЕ УЧАТ В ШКОЛЕ
Мысль о том, что традиционная система обучения не дает детям полного представления о жизни, не нова. Заполнить этот пробел вызывается бизнес-сообщество региона. Например, председатель солнечногорского отделения общественной организации «Опора России» Наталья Коваленко решила открыть школу предпринимательства для тех, кому от 10 до 16 лет. В январе занятия начнутся в Солнечногорске и Щелкове, чуть позже – в других городах региона.
– Будем заниматься выработкой бизнес-мышления: конструктивного, позитивного и изобретательского, которое пригодится в любой профессии, – поясняет Наталья. – Предпринимательство – это ведь не только про деньги, но и про идею, реализацию собственного проекта, понимание своей миссии.
Стоимость обучения в частной бизнес-школе для детей составляет от 8 тыс. руб. в месяц.
КОМАНДНЫЕ ИГРЫ
По мнению коуча, необходимо уметь монетизировать знания и навыки, продавать свои разработки, сделать так, чтобы о них узнала широкая публика. В школе Insight сделают упор на личностное развитие, финансовую грамотность, профориентацию и сферу IT.
Ученикам не только расскажут о способах самореализации в различных профессиях, их научат генерировать и презентовать собственные идеи, проводить онлайн-конференции, продвигать свой продукт в интернете. Кроме того, учащиеся узнают об особенностях ведения своего дела в регионе – программах поддержки предпринимателей и нормах законодательства.
Эксперты считают, что принципиально важно учить будущих предпринимателей работать в коллективе. Ведь соцсети и прочие виртуальные способы коммуникации постепенно разрушают эти связи.
– Чтобы достичь успеха, индивидуальных качеств недостаточно. Каждый должен быть компетентен в своей области, знать свою роль и значение для группы, – уверена Наталья Коваленко. – Поэтому очень важно учить детей работать в команде, проводить соответствующие игры.
Вадим Хромов, министр инвестиций и инноваций Московской области:
– Ценность проекта заключается в непосредственном общении детей с представителями малого бизнеса на производстве. Школьники смогут посмотреть на процессы изнутри, получить интересующую информацию из первых рук. Мы рассчитываем, что опыт успешных бизнесменов региона поможет нам вырастить через несколько лет новое поколение со своими уникальными бизнес-идеями.
Кстати! В Московской области действует десять центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ). Их главное предназначение − популяризация науки среди детей и молодежи. Юное поколение осваивает робототехнику, познает основы 3D-печати, учится работать на высокотехнологичном оборудовании. К концу года количество ЦМИТ в регионе достигнет 14.