Готовы ли жители Подмосковья перейти на экопродукцию
Фото: [Экологический союз. Экомаркировка «Листок жизни»/vk.com]
В этом году был принят федеральный закон об органической продукции, работа над которым велась более десяти лет. С 2020 года производители смогут разместить на упаковке экологически чистого товара маркировку «био» или «органик» только после прохождения специальной сертификации. По мнению региональных властей, в регионе есть все предпосылки для развития этого направления сельского хозяйства, но решающее слово все же будет за потребителем.
ЕСТЬ СПРОС? ЕСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!
Закон об органической продукции вступит в силу 1 января 2020 г. До этого момента компании, прошедшие проверку, внесут в специальный реестр, а также разработают единый логотип, который можно будет размещать только на сертифицированной продукции. Таким образом федеральные власти планируют навести порядок в сфере органического производства. Ведь пока маркировки «био», «органик», «эко» часто наносят на упаковку просто для привлечения внимания. Появление законодательной базы не только повысит доверие покупателей к экологически чистой продукции, но и поспособствует развитию этой сферы, считают федеральные власти.
В Подмосковье уже есть предприятия, работающие по принципам органического сельского хозяйства. Например, хозяйство «Спартак» в Шатуре производит молочные продукты без искусственных консервантов и ароматизаторов. Животным на ферме не дают кормовых добавок и регуляторов роста, отмечает министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Андрей Разин.
– Наши производители готовы к новым требованиям и любым вызовам времени, – добавляет Разин. – Ключевой аспект в вопросе развития органического сельского хозяйства – это цена. При отсутствии удобрений, средств защиты растений урожайность и другие производственные показатели сильно падают, поэтому продукт получается дороже. Если потребитель готов платить больше, региональные аграрии этот спрос удовлетворят.
В ПРЕДЕЛАХ РАЗУМНОГО
По словам экспертов, цены на органическую продукцию выше минимум на 20%, но обычно эта разница больше. Так, средняя стоимость молока в крупных сетевых магазинах составляет порядка 70 руб. При этом ценник у производителей, называющих свою продукцию органической, – около 120 руб. Покупателей, которым важно получить экологически чистый продукт, это не смущает.
– Рада, что будет принят закон об органической продукции, теперь мы сможем точно понимать, какому производителю стоит доверять, – говорит специалист по подбору кадров из Химок Олеся Никитина. – Понятно, что товар с маркировкой «био» будет стоить дороже. Главное, чтобы это было в пределах разумного.
– Я готова платить больше за качественные продукты питания, – говорит домохозяйка из Домодедова Алина Баралейчук. – Всегда внимательно смотрю на состав продукта и срок годности. На наклейки вроде «био» и «эко» пока внимания особо не обращаю. Считаю, что это просто маркетинговый ход.
БЛАГОДАРНАЯ ПУБЛИКА
Аналитики некоммерческого партнерства «Экологический союз» и Экобюро Greens составили портрет типичного потребителя экопродукции. Это женщина в возрасте 18 – 35 лет, без детей. С высшим образованием, уровнем дохода от 20 до 70 тыс. руб. и пр. Но, несомненно, список почитателей такого товара значительно шире. Учитывая, что в Подмосковье средняя зарплата составляет около 49 тыс. руб. – выше, чем во многих других регионах страны, производители органической продукции действительно могут получить широкий круг покупателей.
– Мы положительно оцениваем тот факт, что появляются требования относительно производства экопродукции, – отмечает министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Андрей Разин. – Сегодня это исключительно маркетинговый ход, плод фантазии и креатива производителей. Как только у нас появятся законодательные нормативы, этот рынок сразу же станет прозрачнее.
В ТЕМУ
У рынка органической продукции в Подмосковье есть свои особенности. Например, ближе, чем в 60 км от Москвы такое производство появиться не может из-за отрицательного экологического влияния мегаполиса. Но в целом потенциал в этой сфере у области большой.
– В Подмосковье достаточно площадей, которые могут быть использованы для развития органического сельского хозяйства, – говорит исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко. – В регионе около десятка компаний, которые могут пройти сертификацию в ближайшее время.
Большинство подмосковных экопроизводителей будет ориентироваться на внутренний рынок, считают эксперты. Нет смысла отправлять продукты из области за границу, ведь рядом – Москва. Органические продукты в столице будут стоит не меньше, чем в Европе.