Как пандемия произвела революцию в онлайн-торговле и почему будущее за «жесткими дискаунтерами»
Фото: [Kampus Production/pexels.com]
Пандемия перетряхнула практически все отрасли экономики. Поведение потребителя изменилось, и на это пришлось быстро реагировать ритейлу. В частности, стала бурно развиваться онлайн-торговля. По данным аналитиков компании Nielsen, еще весной 2020 года доля онлайн-продаж на российском рынке товаров повседневного спроса выросла с 1,8 до 4%.
НА 10 ЛЕТ ВПЕРЕД
Еще пару лет назад семьи со средним достатком только изредка позволяли себе заказать на дом пиццу или суши или какие-либо товары. Стоимость курьера всегда была ощутима. Пандемия коренным образом изменила эту ситуацию. Ритейлу пришлось решать ключевую задачу – превратить онлайн-заказы в массовый продукт, в котором стоимость доставки практически не видна по сравнению с ценами в обычном магазине.
Как подчеркнула вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Московской области Валерия Гулимова, изменения в отрасли принесли позитив: компаниям пришлось учиться оперативно осваивать новый рынок онлайн-продаж – выстраивать взаимоотношения с маркетплейсами, агрегаторами, компаниями-доставщиками, привлекать и обучать персонал.
– Тем компаниям, которые начали протаптывать дорожку на онлайн-рынок еще до пандемии, пришлось заметно легче. У них на руках уже имелся необходимый инструментарий, который нужно было только доработать в изменившихся условиях. В целом же сфера торговли из-за коронавируса насильно была продвинута сразу на 10 лет вперед. Но в итоге выиграли все – потребитель получил новый сервис, а удачливые предприниматели сумели сохранить, а то и нарастить долю своих клиентов, – говорит Гулимова.
ПОНЕСЛИ ПОТЕРИ
Структура торговой сферы в Московской области неоднородна: широко представлены сетевые компании ритейла, а также значительную долю занимает малый и микробизнес. Во многих населенных пунктах небольшие продуктовые магазины еще долго никто не заменит. Но во время эпидемии коронавируса крупняки и малыши оказались в совершенно разных условиях. Если крупные компании предпочитали заниматься трансформацией своего бизнеса, то малые предприниматели зачастую попали в очередную кризисную волну.
Как отмечает гендиректор Люберецкой ТПП Николай Кантович, сетевые компании получили однозначное преимущество во время распространения ковида. В продуктовом сегменте они заняли ключевые позиции уже давно, фактически лоббируя и подстраивая законодательную базу под свои интересы. Например, чего стоит норматив, что ни один нестационарный торговый объект не может располагаться ближе 250 метров от крупного продуктового или универсального магазина.
ЖЕСТКИЙ ФОРМАТ
Как отмечает Николай Кантович, средний чек покупки в продуктовом сегменте однозначно уменьшился. Люди экономят, покупают более дешевые товары. Поэтому торговые компании формируют сети так называемых «жестких дискаунтеров» с ограниченным продуктовым набором, с отказом от «изысков» – скоропортящихся товаров: овощей, фруктов, мясо-молочной продукции, дорогостоящего собственного производства.
В частности, один из крупнейших ритейлеров до конца 2021 года планирует открыть порядка 50 таких дискаунтеров. Сейчас проект находится в пилотной стадии – компания ищет удачную модель, которая будет нравиться клиентам. Но планируется, что начиная с 2022 года сеть будет очень быстро масштабироваться по всей стране.
Впрочем, отмечают эксперты, формат «жестких дискаунтеров» совсем не нов для Московской области. Если подумать, то каждый сельский магазин – это настоящий жесткий формат, где нет ничего лишнего. Там все уже давно подстроено под потребности и возможности клиентов.
– Эти тенденции (развитие онлайн-торговли и сетей дискаунтеров. – Прим. ред.) сохранят свою динамику, - говорит заместитель председателя Коитета Мособлдумы по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Владимир Жук. - Нельзя говорить о том, что какая-то из них будет в приоритете. Да, пандемия подтолкнула к росту онлайн-торговлю, но она продолжит развитие как часть общего тренда цифровизации. Вместе с тем пандемия ударила по карману, снизила покупательную способность, поэтому не исключаю, что к концу года на 2–4 процента покажут рост магазины-дискаунтеры.
КСТАТИ
С 2021 года в Московской области бизнесмены могут получить частичную компенсацию затрат, связанных с оплатой услуг торговых площадок в сети интернет. На эти цели из областного бюджета выделено более 45 млн руб. Возместить можно до 50% расходов на комиссию маркетплейсов. Компенсации подлежат затраты текущего года. Максимальный размер субсидии – 500 тыс. руб.