Как рождается федоскинская шкатулка: путь от листа картона до произведения искусства
Фото: [Иван Водопьянов/Подмосковье сегодня]
На Федоскинской фабрике лаковой миниатюрной живописи в городском округе Мытищи уже много лет производят всемирно известные ларцы и настенные панно. Цена такой вещицы, изготовленной по старинным технологиям, способна удивить покупателя, ведь она может достигать 500 тыс. руб. Но стоит только увидеть процесс создания, и вопросы отпадают сами собой, ведь на одно изделие уходит в среднем около полугода. Побывав на фабрике, наши корреспонденты убедились в этом сами.
СЕКРЕТ МАСТЕРА
Когда видишь элегантные лакированные коробочки, сразу мысль: такой подарок не стыдно преподнести монаршей особе, ведь он способен украсить самый изысканный интерьер. На фабрике, где делают знаменитые шкатулки, сегодня трудится около 70 человек, более 50 из них – художники, которые придают изделиям тот самый неповторимый вид.
Опиловщика Сергея Дюжаева здесь прозвали «мастер – золотые руки». На его столе лежит с десяток коробочек самых разных форм и размеров, к каждой надо прикрутить петельки и привести в соответствующий вид.
– Я посвятил этой работе много лет, – говорит Сергей. – Процесс довольно сложный, так как мы соблюдаем старинные технологии.
Начинается все с листа картона: именно с этим материалом традиционно работают на Федоскинской фабрике.
КРУТЯТ, ВАРЯТ, СУШАТ
Промысел был основан в 1795 году. Московский купец Петр Коробов организовал в Федоскине мастерскую, где сначала изготавливали лаковые козырьки для армейских головных уборов, а затем начали производить популярные среди аристократов табакерки.
– Далее появились коробки под дамские веера, перчатки, бисерницы, сахарницы и чайницы, то есть разные предметы утилитарного назначения, – рассказывает главный художник фабрики Елена Моисеева. – Мы сохранили все основы производства и сегодня в год выпускаем около 1 тыс. изделий.
Сначала листы картона пропитывают клейстером, а затем навивают на специальную форму-болванку. После будущую шкатулку оставляют в комнате на несколько дней: необходимо, чтобы она высохла. Следующий важный этап – заготовку 45 минут варят в льняном масле при температуре 80 градусов. Затем ее снова нужно просушить, но уже в электрической печи при 100 градусах. Здесь она будет стоять две недели. Получившееся папье-маше выглядит как настоящее дерево. Его можно резать или даже обрабатывать на токарном станке.
Федоскинская фабрика не понаслышке знакома с проблемой контрафакта. Подделки, как правило, выполнены из прессованного картона, который применяется в строительстве, или из пластика. Такое «произведение искусства» живет недолго: со временем оно рассыхается, а на рисунках появляются трещины. Купить настоящую шкатулку можно только в фирменном магазине при производстве. Второй вариант – сделать заказ на официальном сайте.
ПОРТРЕТ ПО ФОТО
– Это очень сложная технология, – объясняет Елена Моисеева. – В среднем заготавливается по 40–50 шкатулок. Но все зависит от размера. Маленькие предметы раскупают быстро, так как они дешевле, поэтому их делают партиями побольше.
Также на фабрике выпускают панно, броши, кулоны, адресные папки, визитницы и многое другое. Работают местные мастера и под заказ. Например, могут написать портрет клиента по фотографии. Самый дешевый коробок стоит около 12 тыс. руб. На фабрике отмечают, что средний чек покупки – 20 тыс. Есть изделия, цена которых достигает полумиллиона рублей. Кстати, конечная стоимость предмета влияет на заработную плату сотрудников.
– Средняя оплата труда на предприятии – 15–20 тыс. руб. в месяц, – сообщил генеральный директор фабрики Максим Чуриков. – Но работа у нас сдельная, все зависит от квалификации мастера. Например, есть выдающиеся творцы, их изделия раскупают почти моментально. Соответственно, заработок у них может достигать 100 тыс. руб. в месяц.
В ХОД ИДУТ ПРИЩЕПКИ
Федоскинская шкатулка – это результат работы восьми человек. После опиловщика изделие попадает в цех, где его покрывают грунтовкой и шпаклевкой. Так происходит подготовка к шлифованию.
– Подготовительный процесс занимает четыре дня, – делится с нами шлифовщица с 22-летним стажем Ольга Кошелева. – Я обрабатываю по две шкатулки в день. Изделие нужно привести в такой вид, чтобы на нем не было никаких изъянов.
Кругом лежат непонятные приспособления. С ходу разобраться, для чего они нужны и как ими пользоваться, практически невозможно.
– Кажется, это чисто механическая работа, но наши мастера творчески подходят ко всему, – рассказывает Елена Моисеева. – Сами придумывают и делают трафареты, чтобы ничего не запачкать краской. Когда мы смотрим на готовую шкатулку, нам и в голову не придет, что в процессе изготовления использовались, например, бельевые прищепки.
После шлифовки шкатулка покрывается черной краской снаружи и красной внутри, а затем лаком. На каждом этапе изделие также необходимо сушить в печи.
Шкатулка из Федоскина есть у принца Уильяма. Этот подарок преподнес ему накануне свадьбы премьер-министр России Дмитрий Медведев. На крышке изображена зимняя панорама Москвы XIX века с видом на Храм Христа Спасителя. Подобные изделия также есть у Папы Римского и премьер-министра Великобритании.
С ЛЮБОВЬЮ К ДЕТАЛЯМ
Самое интересное происходит у живописцев. Местные художники могут нарисовать все что угодно – портрет, натюрморт, пейзаж. Популярны и сказочные сюжеты: хозяйка Медной горы, жар-птица или сестрица Аленушка.
– Перед началом работы нужно привести шкатулку в подобающий вид, – уточняет главный художник фабрики. – Дело в том, что черная краска, которой уже покрыто изделие, со временем поглотит остальные цвета: они потускнеют, и через два года от рисунка ничего не останется. Поэтому художник сначала должен загрунтовать поверхность. Как правило, мы используем металлический или бронзовый грунт, который помогает сохранить живопись.
Рисунок тоже создается не сразу. На первом этапе художник наносит крупные цветные пятна и снова отправляет изделие сушиться. Потом оно покрывается лаком и ставится в печку. После этого при помощи наждачной бумаги поверхности придают матовость – теперь все готово к полноценному нанесению рисунка. Мастера прописывают каждую веточку, листик и складку на платье. Стремление изобразить даже самую незначительную деталь – характерная черта этого промысла.
РАКУШКИ И ЗОЛОТАЯ ПЫЛЬ
Одна из особенностей федоскинской живописи – работа с декоративными элементами. Например, изделия украшают перламутром. И это не какая-то плотная краска, как может показаться неискушенному покупателю, а настоящая океаническая ракушка.
– Морская и речная для наших целей не подходят, они тонкие и хрупкие, – поясняет Елена Моисеева. – Сначала на изделии обозначается место, куда должна быть врезана пластина. Мастер-опиловщик при помощи стамески делает углубления в поверхности, куда перламутр и помещают. Этот прием используют, если надо придать рисунку необычное свечение, изображая, например, яркое небо, храм, корону царевны или речку.
Еще одна интересная «фишка» – рисунок с применением сусального золота. Покупают материал на заводе ювелирных изделий.
– Когда делают украшения, остается так называемая золотая пыль, – отмечает наша собеседница. – Продается она в виде листа фольги и наносится на рисунок рукой или кисточкой. Самое главное – аккуратно переложить материал на поверхность, чтобы золото не намокло, не потемнело и не потрескалось.
Перед отправкой на полку магазина предмет должен получить одобрение местного художественного совета.
– Хотя у нас работают мастера высокого уровня, иногда мы возвращаем вещь, чтобы довести ее до совершенства, – говорит Елена Моисеева. – Рынок сейчас сложно удивить: потребитель предъявляет очень высокие требования к любому продукту.
Кстати! Шкатулка покрывается слоями лака и краски примерно 24 раза. Перед нанесением каждого следующего слоя изделие обязательно должно быть просушено.
РАЗЫСКИВАЕТСЯ ИНВЕСТОР
Федоскинская фабрика миниатюрной живописи была преобразована из ГУП в акционерное общество в прошлом году. Власти Подмосковья планируют приватизировать предприятие, выставив на торги 100% акций, которые находятся в областной собственности. Начальная цена – почти 130 млн руб. Поиск инвесторов уже ведется.
– Фабрике нужны реконструкция и модернизация производства, которые не проводились с 1972 года, – подчеркивает Максим Чуриков.
Напомним, на сохранение и развитие народных художественных промыслов в Подмосковье в этом году выделено 700 тыс. руб. В областном Минкульте также отмечают, что на базе некоторых предприятий планируется создавать современные туристские комплексы. Ведь подобные фабрики вызывают небывалый интерес у путешественников.
«Федоскино» не исключение. Здесь проводят экскурсии и мастер-классы, причем среди гостей можно увидеть американцев, европейцев, китайцев. Стоимость посещения для взрослого – 250 руб. А за 1,1 тыс. руб. можно самостоятельно раскрасить шкатулку под чутким руководством художника.
Олег Рожнов, председатель Комитета Мособлдумы по вопросам образования, культуры и туризма:
– Федоскинская лаковая миниатюрная живопись – один из символов региона. Развитие любого художественного промысла напрямую связано с сохранением места его бытования, традиций производства, технологий. Также важны продвижение и популяризация. Это не только участие в выставках и размещение информации в изданиях для туристов, но и включение в маршруты, установка навигации на дорогах к предприятиям.