Картину, корзину, картонку: как устроен рынок грузоперевозок в области
Фото: [Игорь Маслов/РИА Новости]
Нужно перевезти большой груз? Не проблема! В Подмосковье насчитывается более сотни транспортных компаний, которые предлагают разнообразные тарифы и готовы всеми силами бороться за клиента. Региональный рынок считается одним из самых динамично развивающихся в стране. Что везут фуры и самосвалы и какова цена вопроса, выяснял наш корреспондент.
БЛИЖЕ К КЛИЕНТАМ
За последние два года рынок грузоперевозок претерпел сильные изменения. Если раньше спрос превышал предложение, то теперь стороны уравнялись. Бизнес в целом подстроился под запросы клиентов.
Неудивительно, что вокруг Москвы наблюдается самое оживленное движение. Партнер логистической компании «Точка-Точка» Максим Алексеев подтверждает: большинство услуг в этой сфере заказываются и оплачиваются в столичном регионе. Всего в Подмосковье работает более 100 организаций, предлагающих перевезти те или иные грузы.
– Здесь расположены многие крупные производства, выстроены транспортные коридоры и инфраструктура, – говорит Алексеев. – Близость Москвы обеспечивает региону регулярную грузовую базу.
По словам операционного директора «Байкал-Сервис ТК» Алексея Оськина, еще недавно подмосковный рынок перевозок входил в зону ответственности столичных терминалов, но с недавних пор все изменилось.
ПРОМЫШЛЕННЫЙ РЫВОК
– Транспортные компании охотно открывают свои филиалы в городах Подмосковья, чтобы быть ближе к клиентам и предлагать более интересные тарифы, – поясняет Алексей Оськин. – Немаловажную роль сыграло ограничение трафика в столице (въезд грузовиков в Москву разрешен только ночью и при наличии специального пропуска. – Прим. ред.), многие компании были вынуждены вывести свои терминалы за черту города, чтобы не нарушать сроки поставок.
Если раньше для того, чтобы отправить груз, скажем, в Сибирь, подмосковному заводу приходилось самому сдавать его на московский терминал, то сейчас сделать это можно в своем городе. На оживление рынка грузоперевозок в регионе существенно повлияли рост производства и появление новых складов, отмечает генеральный менеджер по стратегическому развитию «Байкал-Сервис ТК» Андрей Хрюкин.
– С 2016 года, как только заработало импортозамещение и стала активнее развиваться отечественная промышленность, областные предприятия увеличили объемы отправки оборудования, – добавляет эксперт.
МИНУЯ ПОСРЕДНИКОВ
Как правило, грузоперевозчики ищут клиентов на специализированных биржах, интернет-площадках, работающих по принципу агрегаторов. Предприниматели постепенно осваивают новые технологии и настроены на их использование. Действительно, зачем нужен посредник, если есть мобильное приложение или сайт? Такие сервисы появились в России недавно. Их разработчики хотят вытеснить с рынка экспедиторов с их высокими тарифами.
– В Подмосковье количество самозанятых, ИП и ООО, связанных с логистикой, десятки тысяч, – говорит Максим Алексеев. – Ведь для приема, обработки и обеспечения заявки на перевозку груза нужен лишь телефон и доступ в интернет. Мы считаем, что пора сократить число неэффективных посредников, которых в регионе очень много. Они перепродают заказы перевозчикам и сводят доход последних к минимуму.
Палки в колеса добросовестным игрокам вставляют «серые» транспортные компании, которые, по оценкам представителей отрасли, ежегодно «провозят» мимо бюджета страны до 500 млрд руб. Власти и общественники уже озаботились проблемой.
По мнению президента Торгово-промышленной палаты РФ Сергея Катырина, необходим законопроект, позволяющий работать только тем, кто зарегистрирован и есть в списке. Это не только «обелит» рынок, но и поможет снизить цены, уверен Катырин.
Факт! На легализацию рынка транспортных услуг работает система «Платон», собирающая плату за проезд по федеральным трассам с грузовиков массой свыше 12 т. В системе уже зарегистрировано более миллиона таких автомобилей.
ЧТО ВЕЗЕМ?
Представители компаний констатируют: возить им приходится практически все, что разрешено законом. Самый быстрорастущий сегмент – транспортировка грузов различных интернет-магазинов. На втором месте продовольственные товары, которые нужно доставить или забрать со склада. Особые грузы – опасные или сверхтяжелые – занимают в обороте около 7%. Иногда приходится сталкиваться с необычными заказами.
– Мы перевозили мини-тракторы, памятники, колокола, инкубаторы, скульптуры, ульи с пчелами, цирковое оборудование, роботов и даже чучела, – рассказал операционный директор «Байкал-Сервис ТК» Алексей Оськин. – Такие отправки случаются нечасто. Как правило, обращаясь к нам с нестандартным грузом, клиент сообщает о том, что в большинстве компаний ему уже отказали.
Вадим Хромов, министр инвестиций и инноваций Московской области:
– Компании-перевозчики Московской области могут рассчитывать на поддержку со стороны Фонда микрофинансирования и гарантийного фонда. Первый выдает субъектам малого и среднего предпринимательства займы по низкой процентной ставке. Второй предоставляет поручительства по кредитным договорам, договорам займа, лизинга, а также договорам о предоставлении банковской гарантии, что позволяет привлекать средства при недостатке собственного обеспечения.