Подмосковные предприниматели рассказали, как перестроить свой бизнес в условиях пандемии
Чтобы удержаться на плаву в условиях самоизоляции, одни компании моментально перестроились на дистанционную работу, другие решили, что проще залечь на дно, переждать. Секретами ведения бизнеса на удаленке с корреспондентом «Подмосковье сегодня» поделились самые смелые областные предприниматели.
НАПОЛЕОНОВСКИЕ ПЛАНЫ
Слух о хрустящей чиабатте из «Красногорского пекаря» давно ходит по всему городу. Владелец пекарни Евгений Тюкаев основал хлебобулочное производство три года назад. Сегодня его сеть насчитывает уже пять пекарен в Красногорске. Самую популярную из них – на улице Ленина – в день посещают 600 человек.
– Посещали, – поправляет Тюкаев.
Сейчас у него открыты только две пекарни, в остальных посетителей как ветром сдуло. Арендодатель тоже не спешит идти на уступки индивидуальному предпринимателю, сбавив цену всего на 22%.
– Я рад и этому послаблению, – не унывает Евгений. – Сейчас нужно не жаловаться, а включать мозги и думать, как открыть новые горизонты. Если снизить цены, например, можно неплохо себя чувствовать.
Полезный хлеб и ароматные булочки в «Красногорском пекаре» теперь готовят в две смены: ночью замешивают тесто, чтобы утром за свежими буханками пришли местные жители. В обед начинают готовить сдобу для доставки.
Еще один секрет успеха подмосковной пекарни – технология производства. В основе их хлебов не дорогостоящие смеси, а трудозатратная, но дешевая закваска.
Тюкаев решил не увольнять сотрудников, а предложил персоналу из закрывшихся пекарен работать посменно на открытых точках.
– Да, мои ребята проигрывают в зарплате, но они не лишились рабочих мест и могут кормить семью, – говорит предприниматель.
Каждый день около 100 буханок хлеба и булок «Красногорский пекарь» бесплатно отдает тем, кто нуждается в помощи. Евгений Тюкаев и сегодня не боится озвучивать свои амбициозные цели по развитию сети – 2000 пекарен по всей России.
НЕ ДО СЕРИАЛОВ
Частные детские учреждения одними из первых ощутили влияние ограничительных мер. Как только стало известно, что учеников общеобразовательных школ отправят по домам, многие родители перестали водить детей и на дополнительные занятия в кружки и секции.
– К 21 марта у нас осталось около 10% учеников, – говорит руководитель сети школ скорочтения и развития интеллекта IQ007 в Реутове Мария Соколова. – При этом наши деловые обязательства никто не отменял: мы точно так же выплачиваем аренду, коммунальные платежи и зарплату сотрудникам.
Несмотря на то что школы IQ007 оперативно перестроились на онлайн-обучение, первые убытки от такого формата не заставили себя долго ждать.
– Мы практически потеряли всех наших малышей и пока не представляем, как можно эффективно обучать детей четырех лет чтению дистанционно, как сделать это безопасно для их зрения и при этом гарантировать результат, – сетует Соколова.
Молодая предпринимательница уже сформировала план «боевых» действий и не собирается сдаваться. Она решила, что в первую очередь нужно урезать расходы.
– Устройте мозговой штурм на тему, как сократить каждую статью расходов минимум на 50%, а остальные поставьте на паузу, – советует Мария.
Она считает, что кризис – это идеальное время для работы с клиентской базой и установления обратной связи.
– Если вы работаете с секторе B2C (бизнес для потребителя. – Прим. ред.), ни в коем случае не сокращайте рекламу, – говорит Соколова. – Наоборот, напоминайте вашим клиентам, что вы с ними. Можно найти массу вариантов бесплатной партнерской рекламы. Например, найдите в вашем городе компании с такой же целевой аудиторией. Будьте активны в соцсетях. Нам, предпринимателям, сейчас не время смотреть сериалы. Нужно учиться, читать, слушать подкасты, проходить онлайн-марафоны. И, конечно, делать выводы и извлекать уроки на будущее, чтобы встретить следующий кризис вооруженными до зубов.