Руководитель УФК по МО Ольга Калиниченко: «Задача номер один - улучшение качества обслуживания клиентов»

Экономика
Владимир Астапкович / РИА Новости

Фото: [Владимир Астапкович / РИА Новости]

8 декабря исполняется 25 лет со дня образования Федерального казначейства. В преддверии этого праздника мы встретились с руководителем УФК по Московской области и узнали у нее о том, с какими задачами сегодня сталкивается ведомство и каковы перспективы его дальнейшего развития. Ольга Калиниченко отмечает:

Задачей номер один для нашего управления является улучшение качества обслуживания наших клиентов

– Ольга Михайловна, на днях исполняется четверть века со дня образования Казначейства России. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, зачем стране нужно казначейство и чем занимаются казначеи?

– Здравствуйте! Если быть точным, то 25 лет назад казначейство было вновь воссоздано, так как его упразднили на заре советской власти. А казначеи на Руси были, как говорится, испокон веков. В той или иной форме они обеспечивали пополнение казны доходами и следили за государственными расходами.

Поэтому в 1992 году, в сложных для новой России условиях, было принято правильное решение – создать орган, который обеспечит прозрачность доходов и расходов, своевременность исполнения обязательств бюджетов. Этим органом и стало казначейство. Казначей взял на себя роль кассира государства.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о современных функциях казначейства.

– Основная задача казначея как контролера – предотвратить риски нецелевого или неэффективного использования средств федерального бюджета. Для выполнения этой задачи используются различные инструменты контроля: это и санкционирование расходов, и казначейское сопровождение государственных контрактов, и бюджетный мониторинг, и последующие контрольно-надзорные мероприятия.

Сейчас перед нами стоит одна из самых трудных за последнее время задач – обеспечить казначейское сопровождение государственных контрактов. Например, в рамках подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA в 2018 году заключены государственные контракты на строительство двух стадионов в Калининграде и Ростове-на-Дону.

– Много у вас появилось новых клиентов?

– На сегодня в Управлении в рамках казначейского сопровождения уже обслуживается порядка 2300 клиентов, ежедневно в среднем приходит на обслуживание еще 15 – 20 новых организаций. В том числе фермеры, которым государство в целях развития сельского хозяйства предоставляет финансовую поддержку. Сейчас у нас уже 67 таких клиентов.

– Понятно, что это – особые клиенты. С этим связаны какие-нибудь трудности?

– Конечно. Они пришли в казначейство из свободного бизнеса, где были другие правила игры. И основная задача казначеев – помочь им адаптироваться к нашим требованиям, освоить наши технологии, сделать переход на обслуживание в казначейство как можно менее болезненным.

– Казначейское сопровождение – это уже полностью готовый инструмент или у него еще есть перспективы развития?

Думаю, что есть. Сам механизм расширяется, внедряются новые формы и инструменты казначейского сопровождения. Сейчас Управление является участником эксперимента по бюджетному мониторингу (контролю) государственных контрактов. Мы анализируем структуру цены заключенных контрактов, выявляем риски неисполнения или недобросовестного исполнения государственных контрактов, риски неустойчивого финансового состояния и репутацию исполнителя контракта.

Все эти мероприятия позволят в дальнейшем минимизировать и даже исключить коррупционную составляющую при заключении контракта, предотвратить риски завышения цены контрактов, обеспечить целевое использование бюджетных средств. Государство от этого только выиграет.

– В прошлом году правительство России упразднило Федеральную службу финансово-бюджетного надзора. Ее функции переданы Федеральному казначейству. Какие в связи с этим задачи поставило перед вами Федеральное казначейство?

– Казначейству не просто передали функции Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, нам поставили задачу создать новый институт внутреннего государственного финансового контроля, оценив при этом предшествующий опыт и сохранив лучшие традиции. За год наше Управление провело 140 проверок и установило, что четверть выделенных государством бюджетных средств расходуется либо неэффективно, либо с нарушением установленного порядка расходования.

– Это говорит о низкой финансовой дисциплине объектов контроля?

– Не только. К сожалению, зачастую это связано с несовершенством отдельных законодательных и нормативных правовых актов. Понимая это, Управление видит одной из главных своих задач анализ результатов проверки, формирование предложений по устранению пробелов в существующих механизмах предоставления государственных средств, порядка их использования, администрирования доходов бюджетов. Наша конечная цель – не наказать, а помочь, предупредить.

В том числе задачей номер один для нашего Управления является улучшение качества обслуживания наших клиентов, простых граждан и особенно – незащищенных слоев населения. Под нашим пристальным вниманием находится социальная сфера. Проверки в учреждениях здравоохранения и социальной поддержки населения выявляют нарушения, связанные с неполным обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, обеспечением лекарственными препаратами с просроченными сроками годности. Контролю за устранением таких нарушений и их недопущению впредь мы уделяем особое внимание.

– Скажите, а спорные моменты в ходе проверок возникают или казначей всегда прав?

– Вот как раз для объективности рассмотрения результатов проверок и создан институт контрольных комиссий. Это стало очень интересной новацией Федерального казначейства. В состав контрольных комиссий входят как проверяющие, так и проверяемые. Такой подход дает возможность каждой стороне аргументировать свою позицию, представить дополнительные документы, высказать возражения, что позволяет руководителю контрольного органа принять взвешенное решение по результатам проверки.

– Спасибо большое, Ольга Михайловна, за подробные ответы. Даже на взгляд человека, не посвященного в тонкости работы казначеев, понятно, насколько трудные задачи ставит перед Федеральным казначейством правительство. Скажите, а как вашим специалистам удается справляться с этими задачами?

– За годы работы мы накопили большой и, надо отметить, достаточно успешный опыт в решении неординарных задач. Фирменным стилем работы казначеев, как мне кажется, является сочетание профессионализма и неравнодушия к своему делу. Нам действительно интересно справляться с трудностями, развиваться и идти дальше, оттачивая свое мастерство.

Поделиться