Труд на расстоянии: зачем подмосковные работодатели переводят сотрудников на «удаленку»
Фото: [pexels.com]
Информационные технологии и средства коммуникации достигли того уровня, когда штат сотрудников компании можно легко перевести на режим home office, то есть на работу из дома. Однако темпы перехода на «удаленку» во многих сферах пока не такие высокие. Выясняем, в чем причина.
ДОМАШНИЙ ОФИС
Сегодня, чтобы провести планерку, достаточно организовать видеосвязь. Сделать важное объявление можно в общем чате в мессенджере. Обсудить рабочие моменты и отправить документы – с помощью телефона и электронной почты. Все эти средства коммуникации успешно используют компании, решившие перейти на режим home office. Это позволяет им оптимизировать труд персонала и сократить издержки.
– Работодатель переводит штат на удаленную работу, когда считает это выгодным, – поясняет руководитель группы консультантов по подбору персонала компании Ancor Consumer Goods кадрового холдинга «Анкор» Мария Дегтярева. – Такой формат позволяет снизить накладные расходы: траты на аренду помещений, оборудование, транспорт, оснащение рабочих мест. Кроме того, благодаря интернет-технологиям работодатель может контролировать исполнение поставленной задачи и производить оплату по конечному результату.
Сотрудников подобных компаний «удаленка» обычно тоже устраивает: за время, которое уходило бы на дорогу до офиса, можно выспаться или приготовить себе полезный завтрак, а деньги на проезд и обеды тратить не нужно. Многие даже соглашаются на некоторое снижение зарплаты во имя таких привилегий, уверяет операционный директор Penny Lane Personnel Денис Нырков.
ТЕОРИЯ БЛИЗОСТИ
Чаще всего из дома работают специалисты IT-сферы, SMM-менеджеры, копирайтеры, контент-менеджеры, операторы call-центров, маркетологи и дизайнеры. Реже такой формат используют юристы, бухгалтеры, PR-менеджеры и специалисты по подбору персонала, отмечают специалисты.
Хотя еще три года назад эксперты предсказывали, что к 2020 году трудиться из дома будет каждый пятый сотрудник в России, home office не спешит приобретать массовый характер. По оценке кадровой компании «Юнити», количество сотрудников, постоянно работающих вне офиса, сегодня не превышает и 5%. А к указанному сроку вырастет лишь до 7–10%. В то же время до 90% работодателей хотели бы использовать такой формат, но не знают, как к нему подступиться, подчеркивает управляющий директор кадровой компании «Юнити» Феликс Кугел.
Осторожничают даже представители ИТ-отрасли, хотя именно они считаются пионерами формата home office в России. Причин для сомнений несколько. Одна из них связана с невозможностью поддерживать в таком режиме живое общение, способствующее генерации идей.
– Для достижения наилучших результатов нужно работать в команде, а это очень сложно, когда сотрудники находятся вне офиса, – считает генеральный директор компании-разработчика интеллектуальных систем мониторинга «Нордавинд-Дубна» Надежда Набильская. – Мессенджеры в этом случае не могут быть альтернативой. Мы доверяем удаленным сотрудникам только выполнение разовых задач. Как правило, это фрилансеры.
БИЗНЕС БЕЗ УГРОЗ
Считается также, что дистанционная работа расхолаживает персонал. Не общаясь с сотрудником лично, сложно его мотивировать, подчеркивает Мария Дегтярева. Впрочем, все индивидуально.
– Во время выполнения задания может выключиться интернет, – отмечает HR-специалист из Химок Олеся Антонова, которая занимается подбором кадров удаленно. – Непосредственно на рабочем месте этот перерыв можно потратить на кофе или болтовню с коллегами – руководитель ведь знает причину безделья, скорее всего, простит и поймет. Если же это случается у меня, я ищу способ решения проблемы. Например, нахожу ближайший wi-fi. Не хочу, чтобы начальство сомневалось в моем профессионализме.
Развитие формата home office сдерживает также угроза корпоративной безопасности. Особенно это касается банков и других закрытых бизнес-структур, которые рискуют конфиденциальными данными и коммерческой тайной. Такой вариант развития событий возможен, если отдать на «удаленку» ключевые функции, отмечают в компании «Юнити». Единственный выход – правильно распределить обязанности между сотрудниками, обезопасив компанию от возможного ущерба.
ВСЕ В КОВОРКИНГ!
Несмотря на некоторые сложности, работодатели продолжат переводить сотрудников на дистанционную работу, пусть и не так быстро, как предполагалось. В Подмосковье этому будет способствовать развитие сети коворкингов.
– Подобные площадки очень помогают, когда нет необходимости сидеть в офисе или возможности его арендовать, – отмечает Денис Нырков. – Фрилансеры и удаленные работники могут проводить переговоры и пользоваться интернетом в таких пространствах.
На сегодняшний день в Подмосковье работает 15 коворкингов «Старт» – это самая большая сеть в стране.
Денис Буцаев, заместитель председателя правительства Московской области – министр инвестиций и инноваций Московской области:
– Современный формат коворкинга, который мы предлагаем предпринимателям Московской области, дает уникальную возможность – концентрироваться на сути бизнеса, не отвлекаясь на офисную рутину и решение повседневных трудоемких задач, связанных с поддержанием предпринимательской активности. Помимо налаженной инфраструктуры, коворкинги предоставляют набор услуг, которые необходимы малому бизнесу. Бухгалтерское, юридическое, финансовое сопровождение уже включено в стоимость размещения.
СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ НА «УДАЛЕНКЕ»
Копирайтеры – 30–70 тыс. руб.
Операторы call-центров – от 40 тыс. руб.
SMM-менеджеры – 40–80 тыс. руб.
Юристы – от 50 тыс. руб.
Программисты – 100–300 тыс. руб.
МНЕНИЕ
Феликс Кугел, управляющий директор кадровой компании «Юнити»:
– Для получения результата от работы с удаленными сотрудниками нужно иметь четкую структуру управления бизнес-процессами, в которой ставятся конкретные цели и внимательно прослеживается их достижение. Также необходима система контроля и наставничества.