Заверните это немедленно: как выбрать уличную еду в Подмосковье
Фото: [Евгений Одиноков/РИА Новости]
Взять с собой бутерброд из дома или купить гамбургер в известной фастуфуд-сети – далеко не единственный вариант утолить голод на ходу. Шаурма, шаверма, гирос, донер-кебаб – эти и другие названия, означающие примерно одно и то же блюдо, давно стали привычны слуху жителей Московской области. Сколько должна стоить такая уличная еда и как избежать небезопасного перекуса, выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».
УБЕЖАТЬ ОТ ОТРАВЛЕНИЯ
Все больше точек по продаже уличной еды открывается в разных городах региона. Как правило, они концентрируются в самых людных местах – в пешеходных зонах, возле вокзалов, торговых центров.
– Это своеобразная альтернатива сетевому фастфуду, – объясняет член регионального совета «Опоры России», владелец кафе в Ногинске Сергей Карлов. – Остановиться и спокойно поесть решает примерно каждый пятый. Остальные берут что-то «быстрое» и бегут дальше по своим делам.
Шаурма в лаваше – один из самых популярных видов еды навынос. Преимущества у нее те же, что и у другого фастфуда: почти мгновенное приготовление, демократичная цена, возможность употребления на ходу. Однако в Управлении Роспотребнадзора по Московской области предупреждают: можно нарваться на некачественную продукцию, поэтому следует проявлять осторожность.
Ведомство провело проверку и выяснило, что торговые точки, продающие шаурму, часто нарушают закон, подвергая риску здоровье потребителей. Во всех 35 киосках, куда пришла инспекция, нашли те или иные нарушения. Среди них – отсутствие водопровода, канализации и помещений для хранения сырья, несоблюдение правил гигиены и санитарной обработки инвентаря, проблемы с документами.
– Возбуждено 35 дел об административных правонарушениях, – сообщила руководитель Управления Роспотребнадзора по Московской области Ольга Микаилова. – По результатам лабораторных исследований шаурма не соответствует требованиям безопасности по микробиологическим показателям.
СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ
Такая статистика свидетельствует в пользу сетевого рынка общественного питания.
– У крупных фастфуд-сетей есть внутренние правила безопасности и собственная система контроля, – рассказывает Сергей Карлов. – В случае с ларьком или небольшим кафе все только на совести хозяина и работника.
Мясо для шаурмы, как правило, доставляют в точки продаж с мясоперерабатывающих предприятий в полуготовом виде. Так что изначально этот продукт вряд ли опасен, но многое зависит от условий хранения. В любом случае в киоске или кафе с большим потоком шансов приобрести несвежее блюдо намного меньше.
При покупке шаурмы навынос нужно обязательно обращать внимание на внешний вид заведения и самого продавца. Безусловно, это не панацея, но если зал и туалет чистые, а повар выглядит опрятно, одет в шапочку и перчатки, есть гарантия, что вас не отравят.
РОЛЛ РОЛЛУ РОЗНЬ
Как ни удивительно, шаурма, являющаяся типичным представителем уличного фастфуда, с успехом завоевывает ресторанный рынок. Появилась даже своеобразная гастрономическая мода на это блюдо.
Кафе «Гриль и кофе» в Балашихе недавно провело ребрендинг: слово «шаурма» исчезло из меню и с вывески заведения. Фирменные рулетики с курицей и овощами теперь называются «чикен-роллы».
– Слово «шаурма» себя дискредитировало, – рассуждает совладелец бизнеса Илья Гончаров. – Многие сегодня уже не верят, что это блюдо может быть качественным и безопасным. Поэтому мы решили убрать это название, чтобы нас не ассоциировали с подозрительными торговыми объектами.
По словам бизнесмена, себестоимость производства качественной шаурмы составляет минимум 110 руб. Те, кто продает ее слишком дешево, экономят на продуктах и подвергают риску здоровье потребителей.
– Неизрасходованное за день мясо мы утилизируем, – утверждает Илья. – Я знаю, что многие этого не делают и продают блюда «с душком». Каждый день мы варим свежий соус, рецептуру которого разработал наш шеф-повар. А другие просто «льют» в шаурму самый дешевый майонез.
В ЦВЕТНОМ – ДОРОЖЕ
В последнее время набирает популярность окрашивание лаваша для шаурмы в желтый («сырный»), розовый («только для девушек») и другие цвета. По словам экспертов, это просто маркетинговая уловка: такой продукт ничем не отличается от обычного, в него просто добавлен краситель. А вот натуральный он или искусственный – это уже большой вопрос. Еще один минус – более высокая стоимость.
Ольга Микаилова, руководитель Управления Роспотребнадзора по Московской области:
– По поручениям прокуратуры и обращениям жителей управление провело внеплановую проверку 35 объектов, осуществляющих изготовление и реализацию шаурмы на территории Московской области. На всех предприятиях выявлены нарушения законодательства РФ и техрегламента.