Андрей Демин: «Территория творчества – душа ландшафта Старой Рузы»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
Старая Руза. Здесь были написаны стихи Л. Ошанина, произведение «Цусима» Новикова-Прибоя, «Лес» Демидова, «Подпасок» Замойского, «Солнечный клад» Перегудова, «Внук лошевода» М. Пришвина и многие другие. Здесь бывали и творили Б. Пастернак, К. Чуковский, С. Маршак, Б. Окуджава, Р. Рождественский, М. Карим, Ч. Айтматов, В. Распутин, А. Толстой, А.Серафимович, С. Сергеев-Ценский, В. Вересаев. Писал свои картины Р. Фальк. Позднее здесь работали режиссер Р. Симонов, С. Ростоцкий, Н. Михалков, М. Калатозов, Г. Чухрай, Е. Ташков, А. Тарковский, Э. Рязанов, композиторы К. Молчанов, Э. Артемьев, А. Зацепин, А. Эшпай, М. Таривердиев, А. Новиков, Ю. Левитин, М. Дунаевский, Е. Жарковский, А. Хачатурян, Д. Шостакович, Д. Кабалевский, Г. Свиридов, И. Дунаевский, С. Туликов, М. Минков, В. Комаров, Т. Хренников, Р. Глиэр, В. Масс, В. Соловьев-Седой, Р. Щедрин, К. Листов, А. Шнитке; актеры О. Табаков, Г. Гриценко, Е. Дмитриева, А. Кузнецов, В. Афанасьев, Е. Листова, О. Андровская, О. Ефремов, Е. Симонова, В. Белокуров, Л. Утесов; поэты А. Пахмутова, К. Симонов, Е. Евтушенко и многие другие.
Есть ли еще подобное место в России, которое могло бы похвастать таким же созвездием имен великих деятелей российской культуры? На вопросы интернет-портала «Подмосковье сегодня» отвечает Андрей Демин, основатель Общества благоустройства курортной местности «Старая Руза».
– Андрей, расскажите, что вас связывает со Старой Рузой? Как начинался проект благоустройства местности?
– Начну с того, что я не краевед и не историк. И вообще, не житель Рузского городского округа. Так получилось, что я в течение десяти лет практически каждый день по рабочим делам бывал здесь. И утром, и вечером, проезжая мимо Старой Рузы, этого уникального не только для Московской области, но и для всей России «гения места», видел постепенное запустение этой «мекки» творческой советской интеллигенции. Местные жители называют это место «золотым треугольником». Здесь расположены: Дом творчества писателей Малеевка, Дом творчества композиторов «Руза» и Дом творчества ВТО (Всероссийское театральное общество) «Актер».
Старая Руза – не простой природный ландшафт. Перепад рельефа и слияние двух древних рек – Рузы и Москвы – сформировали это место как особенное и даже сакральное. Очевидно, что именно Старая Руза являлась в древности центром округи. Это подтверждают и местные краеведы. Поверьте, у меня нет праздной задачи преувеличивать значение Старой Рузы, просто как проектировщик я оцениваю своеобразие этого места по достоинству.
Самое ценное в Старой Рузе не природный, а уникальный культурный ландшафт, то есть тот, который предполагает участие человека. Я называю это место «намоленным», поскольку по количеству творческих людей, которые здесь в XXвеке отдыхали и работали, Старая Руза стоит в ряду с такими историко-культурными святынями, как Комарово и Переделкино. Территория творчества – это и есть тот самый «гений места», душа ландшафта Старой Рузы. Вне всякого сомнения, это одухотворенное место.
–Что притягивало этих людей в Старую Рузу? Как появились три Дома творчества, которые вы упомянули?
– Начиналось все с Малеевки – усадьбы известного журналиста и издателя Вукола Михайловича Лаврова. Он был дружен с Чеховым, и, к слову, одна из построек его усадьбы послужила прототипом «дома с мезонином» из одноименного рассказа Антона Павловича. Не только Чехов, но и все известные писатели, произведения которых печатал Лавров, бывали у него в усадьбе. Значение дореволюционной Малеевки сравнимо с Истрой или Бабкино, где отдыхали Левитан и Чехов. Эти культурные символы подмосковной истории уже восстанавливаются и пользуются популярностью у туристов. Но, на мой взгляд, основная ценность писательской Малеевки связана с советским периодом.
В 1927 году усадьба Лаврова перешла в ведение Литфонда, и в Малеевке был организован загородный Дом московских литераторов. Существовала такая социальная практика первых лет советской власти – бывшие подмосковные усадьбы передавали под санатории, детские лесные школы, оздоровительные учреждения. Я считаю, власти вполне разумно распорядились Малеевкой, передав ее в ведение Литфонда и обеспечив преемственность этого литературного места. В каком-то смысле Малеевке повезло, поскольку таким образом она сохранила писательский дух, свою уникальную ауру.
В Малеевке образовалась настоящая творческая коммуна, в которую входили самые крупные писатели того времени: Аркадий Гайдар, Лев Кассиль, Исаак Бабель, Константин Паустовский, Иван Соколов-Микитов и многие другие. Речь идет не только о литераторах 1930-х годов, можно бесконечно перечислить имена практически всех советских писателей и поэтов XXвека, вплоть до позднесоветских: Евгения Евтушенко и Андрея Вознесенского, Юрия Нагибина и Анатолия Алексина…Стихотворение Беллы Ахмадулиной «Малеевка, как нежно, грустно...» было написано здесь в 1997 году. Это был уже закат Малеевки.
У меня есть основания полагать, что и Переделкино, и Николина Гора, и даже мое бесконечно любимое и с архитектурной, и с культурной точки зрения Комарово под Санкт-Петербургом по плотности знаменитых имен на квадратный километр уступают Старой Рузе. При этом и Переделкино, и Комарово, и даже дачный поселок «Советский художник» в Песках под Коломной имеет охранный статус объекта культурного наследия, а в Старой Рузе такого статуса до сих пор нет.
Итак, Дом творчества Малеевка – это первое место, с которого началось формирование уникального «творческого кластера». В конце сороковых неподалеку от писателей «поселились» музыканты – Дом творчества композиторов «Руза». И тогда же рядом появилась третья точка «золотого треугольника»: Дом творчества Всесоюзного театрального общества (ВТО).
– А какое место в этом творческом треугольнике занимает санаторий «Дорохово»?
– Санаторий «Дорохово» появился уже в пятидесятых, и это четвертая площадка, хотя она и не принадлежала какому-либо творческому союзу. «Дорохово» – это оздоровительно-санаторный комплекс, но так как он единственный избежал запустения девяностых, именно здесь теплилась атмосфера и традиции Старой Рузы. В этом большая заслуга директора дома культуры санатория «Дорохово»: Павел Павлович Куль в процессе утраты творческой атмосферы соседних Малеевки, Дома творчества композиторов и «Актера» собрал вокруг себя и сохранил оставшиеся крупицы культурной истории Старой Рузы.
Санаторий «Дорохово» появился в Старой Рузе тоже неслучайно, поскольку эта местность уже была знаменита среди московской элиты. Здесь до революции находилось имение купца Красильникова. На стрелке при впадении Рузы в Москву был удобно сплавлять древесину. Кстати, остатки этого корабельного леса сохранились и сегодня. После революции на базе имения Красильникова был открыт Дом отдыха для трудящихся Москвы и области. В 1941 году три месяца территория дома отдыха была оккупирована: немцы сожгли все здания. А после войны здесь на глубине 440 метров была разведана минеральная вода, и ее целебные свойства оценены специалистами, которыми было рекомендовано организовать здесь санаторий. Существующее подковообразное здание главного корпуса в стиле «сталинский ампир» открыли 28 мая 1958 года.
Почему я задерживаю внимание на скважине санатория «Дорохово»? Дело в том, что она по градостроительным нормам имеет охранную зону, которая охватывает довольно обширную территорию. Именно охранная зона минерального источника уберегла Старую Рузу от хаотичной коттеджной застройки девяностых годов. Таким образом, ландшафт благодаря санаторию не был задушен в «тесных объятиях» дачников и практически сам собой музеефицировался.
Но, не смотря на то, что природное окружение сохранилось (к сожалению, ураган 2010 года выкосил значительную часть берегов речки Вертошинки), сколько-нибудь аутентичной архитектуры в Старой Рузе практически не осталось. Ни в одном из бывших домов творчества нет каких-либо ценных исторических объектов. В «Актере» построены современные корпуса. В Малеевке главный корпус пришел в упадок и был снесен по «техническим» причинам. Усадьба Лаврова еще в послевоенные годы была довольно сильно видоизменена, а сейчас на территории не осталось никаких следов дореволюционных построек. Тем ни менее, я считаю, что архитектура – это не стены, а то, что между ними. В этом отсутствии объектов, неосязаемости даже есть свой символизм, ведь Старая Руза ценна именно духом: музыкой, литературой, театральностью. Вдохновить отдыхающих на творчество во всех его проявлениях – вот задача нашего проекта.
– До вас кто-то пытался популяризировать Старую Рузу?
– История нашего проекта началась совсем недавно, с мая прошлого года, но в 2000-х годах подобные попытки предпринимал энтузиаст, писатель и патриот Малеевки Николай Николаевич Чайка. Его любовь к истории литературы XXвека была исключительной. Сохранилась часть его библиотеки с автографами знаменитых авторов. Он буквально из-под ковша экскаватора вытаскивал витражные стекла, портал камина, бюст Серафимовича и другие ценности Малеевки. У меня сложилось представление о Николае Николаевиче как о настоящем энтузиасте музейного дела. Он на своей даче собирался создать частный музей, посвященный Малеевке, но неожиданно умер, будучи еще совсем не старым человеком.
– Никто не продолжил его дело? Так и не получилось создать музей?
– Трудно что-либо сделать, когда все завязано на одного человека, пусть даже на энтузиаста. Почему Старая Руза выглядит так, будто она никому не нужна? Ответ прост: похоже она на самом деле никому не нужна. Энтузиаст в одиночку не сможет изменить ситуацию. Именно поэтому свою первую задачу, пусть это покажется странным, я вижу вовсе не в создании музея. Вокруг много интересных музеев с уникальными экспонатами на пыльных полках, в которых, к сожалению, нет жизни. Я уверен, что в Старой Рузе сначала надо создать сообщество единомышленников из краеведов и неравнодушных жителей, готовых организовать интересную экскурсию или культурную программу или туристический маршрут. И вот если этот первый этап получится реализовать, тогда и музей появится.
Именно в этом заключается концепция нашего общества благоустройства курортной местности «Старая Руза». Это, прежде всего, социальный проект, объединяющий людей. Я человек сторонний, и если моя идея не вдохновит энтузиастов, к сожалению, ничего не получится. Наша команда, конечно, предпримет первые шаги, определенные усилия, но тянуть проект бесконечно без содействия местных жителей будет невозможно.
– В чем главная ценность творческого кластера Старой Рузы для России?
– Российская традиция музейного дела очень противоречива и многострадальна. Мы «что имеем, не храним, потерявши плачем». Этакий комплекс собственной истории. С одной стороны, учитывая слабую материальную культуру (вот и в Старой Рузе ничего не сохранилось) нашему туристу дома смотреть нечего, вроде как за границей интереснее. С другой стороны, для иностранного туриста наша самобытность исчерпывается куполами, лаптями, самоваром, матрешками или теперь вот автоматом Калашникова. Мы или завидуем Западу, или, юродствуя, впадаем в другую крайность: с квашеной капустой, застрявшей в бороде. А ведь искусство – это слияние, синтез культур. Творчество не терпит границ. Старая Руза – это не отдельные звезды, а целые созвездия. Жизни не хватит, чтобы исследовать эти миры. Синергетический эффект от такого соседства трудно переоценить. Творчество этих советских гениев в XX веке не просто сохранило, а преумножило великое гуманитарное значение России ХlХ века в мировом культурном ландшафте. И что в итоге? Старая Руза неизвестна не то чтобы иностранцам, даже не все местные жители понимают ее истинное значение.
В этой связи выскажу мысль, на которую меня натолкнули школьники-участники литературного конкурса «Гении Вместе» в рамках нашего проекта. Как известно, в Старой Рузе, в Доме творчества композиторов любил работать Микаэл Таривердиев. Он жил в небольшом коттедже, сочинял музыку, и именно здесь он написал музыку для фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». К композитору для работы над песнями к фильму приезжала тогда еще малоизвестная Алла Пугачева. Таривердиев был заворожен интонацией и тембром ее голоса. Тем ни менее, услышав концертное исполнение своих произведений, он запретил Пугачевой исполнять эти, ставшие впоследствии знаменитыми, песни. Он как автор имел право. И примадонна ни на одной сцене, ни в одном городе не исполняла песни из фильма «Ирония судьбы». И я сказал детям, что эту тонкую и нежную «таривердиевскую» Россию мы, увы, потеряли.
Однако ребята возразили: а что если бы Микаэл Таривердиев не запрещал Пугачевой исполнять эти песни? К чему это культурное высокомерие? Алла Пугачева – самая популярная певица России конца ХХ века, несомненный культурный лидер страны, и если бы она пела песни Таривердиева, а не свой часто разухабистый репертуар, может быть, мы были бы сегодня другими? Эта история не про Таривердиева и Пугачеву, а о запрете, о нравственных границах. Искусство вообще-то запретов не терпит. В нем должно быть взаимопроникновение и, следовательно – взаимопонимание.
– Кто подключился к вашему проекту и вошел в команду уже на первом этапе?
– Инициативная группа Общества благоустройства курортной местности «Старая Руза» насчитывает уже довольно много участников: Инна Борисова, методист туристических программ, Марина Закуткина, архитектор, Юлия Симутова, краевед. Нам активно помогает Анна Бальцер, руководитель отеля «Актер», который благодаря усилиям Александра Александровича Калягина, руководителя Союза театральных деятелей России, начал возрождаться. Это уже второй вернувшийся к жизни, из трех вышеперечисленных домов творчества. На очереди Дом творчества композиторов «Руза», концепцию развития которого разрабатывает управляющий Константин Белоконь. Стратегическую поддержку проекту обеспечивает Григорий Алексеевич Иванченко, директор санатория «Дорохово» и директор культурного центра «Дорохово» – Павел Павлович Куль. Координатор проекта – Наталья Иванова, председатель объединения краеведов «Рузский край».
В составе нашего Общества благоустройства курортной местности «Старая Руза» есть и юридические лица: отели «Актер-Руза» и «Малеевка» в лице управляющей Анастасии Миронычевой, санаторий «Дорохово», ДТК «Руза» и администрация сельского поселения «Старорузское» в лице Главы Анатолия Григорьевича Толкачева. Конечно же, мы работаем в сотрудничестве с Рузским районным музеем и его директором Евгением Есютиным. Рузский молодежный центр и его руководитель Татьяна Лысенко нам помогает волонтерскими программами. Все мы, включая руководство всех старорузских гостиничных хозяйств, поддерживаем друг с другом живой контакт. Я верю, что дух, о котором мы говорили, объединит разные организации и разных людей, поскольку перед нами стоит высокая благородная цель – продвижение творческого и интеллектуального бренда культурного ландшафта Старой Рузы. Проект развивается комплексно, никто не «тянет одеяло» на себя. Рождается новая культура, которая называется «вместе». Девиз проекта: «Место, где мы – вместе». У нас есть пример гениев Старой Рузы. Писатели, композиторы, актеры и режиссеры работали и отдыхали все вместе, что и сформировало особую атмосферу Старой Рузы.
–Что вы сделаете в рамках проекта в ближайшее время?
– Проект уже получил премию «Наше Подмосковье», и на эти деньги мы разрабатываем мобильное приложение – аудиогид по Старой Рузе. Я уже говорил, что мы работаем с местными энтузиастами (недавно в Рузской библиотеке прошла краеведческая конференция, посвященная Старой Рузе), но нам также важен интерес взыскательных туристов из Москвы. Кто наша целевая аудитория? Интересно ли молодым москвичам приехать в Старую Рузу в выходные дни, чтобы пройтись по лыжне Евтушенко или по тропе Паустовского? Мы проектируем около пятнадцати маршрутов (пеших, велосипедных, водных, лыжных), связанных в приложении с голосовыми метками. В определенной локации в приложении будут активироваться аудиотреки, записанные непосредственными участниками этих историй, ныне здравствующими актерами, писателями и композиторами. Литературные и дневниковые записи будут озвучены голосами современных актеров.
Мы постараемся найти формат, который будет интересен именно молодежи и молодым семьям. Пусть такой уикенд не станет сразу очень популярным, но я уверен,что людей, нуждающихся именно в «умном отдыхе» становится больше. Как проектировщик интерактивных парков, я вижу, как в буквальном смысле растет эта аудитория, заинтересованная в развлечении с обучением. Мы никуда не торопимся. Как говорил Корней Иванович Чуковский: «В России надо жить долго».
И, наконец, еще одна, пожалуй, самая важная группа потенциальных участников проекта, отношения с которой для нас очень важны. Это обитатели домов творчества Старой Рузы. К сожалению, старшее поколение гениев уходит. Однако в процессе подготовки проекта оказалось, что социальные сети полны ностальгических воспоминаний членов писательских, композиторских и театральных семей о «той самой» Старой Рузе. Детей, которые и в летние, и в зимние каникулы 60-ых, 70-ых и 80-ых годов выросли в Старой Рузе.
Я знаю, что и в писательских, и в актерских, и в композиторских семьях бережно хранится память об их великих родственниках. И что еще важнее – уже внукам и правнукам передается гордость за то, что их предки формировали интеллектуальный и творческий образ России в ХХ веке. Я очень надеюсь, что в этих семьях остается и вера в то, что и в ХХlвеке память и творческое наследие пригодятся России. Мне кажется, что участие в проекте наследников великих фамилий сможет вернуть «гениев места» в Старую Рузу. Пользуясь случаем, обращаюсь ко всем бывшим обитателям Домов творчества Старой Рузы – прошу вас принять посильное участие в нашем проекте. Нам очень нужна ваша поддержка.
– Если вы найдете отклик у местных активных людей, поймете, что маршруты в Старой Рузе интересны туристам, заручитесь поддержкой потомков актеров и композиторов – что станет итогом всей работы?
– Мне кажется, в итоге в Старой Рузе должен все-таки появиться интерактивный музей творческой советской интеллигенции XXвека. Интерактивный, в том смысле, что это должен быть действующий образовательно-развлекательный Дом творчества: с театральными площадками, актерскими мастер-классами, музыкальными классами, писательскими курсами, летним кинотеатром и прочими дачными каникулярными программами. Конечно же, там должна быть и музейно-историческая экспозиция, посвященная обитателям всех трех домов творчества Старой Рузы. Архитектурно-стилистический образ такого Дома творчества идеально было воплотить как старо-дачную реконструкцию. Этакий русский деревянный модерн. Согласитесь интеллигенция и дача – родственные понятия. Долгие задушевные разговоры на веранде за круглым столом под абажуром, настольные игры, театральные капустники, беседа в библиотеке у камина или в музыкальной гостиной.
– Получается, в этом будущем музее все-таки сойдутся атмосфера места и архитектура. Дух и стены. Культура и ландшафт?
– Очень надеюсь. Во всяком случае, дачные проекты столетней давности все сохранились. Технически все понятно, но успех нашего проекта будет зависеть от участия в нем неравнодушных людей. Только совместные усилия смогут вернуть достоинство душе ландшафта Старой Рузы.