Дмитрий Савельев: «В художественной диораме важна тема»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Дмитрий Савельев двадцать пять лет руководит изостудией Центра творчества и досуга «Солнышко» в Осташево Волоколамского района. Вместе со своими учениками Дмитрий Борисович создает военные диорамы, в которых при помощи изобразительных средств, моделей техники и фигурок солдат насколько возможно точно воспроизводятся картины известных и малоизвестных сражений Великой Отечественной войны. Перед каждой работой художник вместе с учениками знакомится с документальной литературой и кинохроникой тех лет, устраивает поход к местам битв. Дмитрий Савельев уверен, что каждая деревня, где была война, заслуживает рассказа и памяти о ней, в том числе и в виде макетов-диорам.
–Расскажите о вашем творчестве. Как давно вы занялись военными диорамами?
– Можно разделить диорамы на два направления: одни я делал непосредственно сам, а другие готовили ребята моего кружка. Это целый этап, который начался примерно десять лет назад. Я проработал в Осташевском центре творчества и досуга «Солнышко» уже двадцать пять лет и все это время вел художественный кружок, хотя к теме диорам обратился не сразу. Когда появилось большое разнообразие военных моделей и множество новых материалов по Великой Отечественной войне, пришла идея использовать моделирование не просто как хобби, а как средство патриотического воспитания. В общем, все получилось достаточно спонтанно.
Первые диорамы я стал делать вместе со своим товарищем бывшим военным Владимиром Александровичем, который является не только хорошим моделистом, но и знает разные армейские хитрости и тонкости, поэтому мог со знанием дела объяснить некоторые проблемы. Первая диорама в соавторстве с Владимиром Александровичем была подготовлена для музейно-выставочного комплекса «Волоколамский Кремль», она изображала бои за освобождение города от немцев в декабре 1941 года. Также для этого музея мы сделали большой макет древнего Волоколамского кремля, который до сих пор экспонируются в здании Никольского собора.
Потом у нас была небольшая, но очень интересная диорама для Осташево, на которой изображался танковый бой в соседнем селе Игнатково. Это малоизвестная страница Великой Отечественной войны, когда знаменитая Панфиловская дивизия использовала имеющиеся у них шесть танков. Эти учебные машины, собранные из танковых училищ города Москвы, были переданы в действующую армию в помощь Панфилову, но он прекрасно понимал, что использовать технику можно только один раз в самый критический момент, поскольку на него наступала огромная танковая группировка немцев. Он обещал нашему легендарному комбату Лысенко, который занимал оборону Осташево, применить машины для защиты села. Однако вышло так, что Панфилов выдвинул танки раньше, и они были уничтожены уже на подступах к селу, так и не появившись в Осташево.
Мы изобразили на диораме интересный момент, когда неожиданно перед немцами появилась группа наших танков, в составе которой был тогда самый большой в мире танк «КВ». Для создания диорамы мы выезжали на местность, делали зарисовки с натуры. Мы всегда стараемся достичь максимальной точности. Уже тогда ветеранов, которые могли рассказать об этой битве, к сожалению, не было. Правда, когда мы работали над диорамой, посвященной освобождению Волоколамска, встретили на улице пожилого человека, который в военные годы был ребенком. Много ценнейших деталей он внес в картину сражения.
–А с какого момента диорамы стали создавать ваши ученики?
– Глядя на нас и на нашу работу, которая частично производилась как раз в Центре творчества и досуга «Солнышко», мои ребята-кружковцы тоже заразились идей делать военные диорамы. Удачно совпало, что в то время на мой кружок пришло много мальчиков 10-14 лет. Это самый хороший возраст, когда дети, во-первых, могут уже правильно склеивать и что-то собирать, а, во-вторых, могли заинтересоваться темой истории Великой Отечественной войны.
За десять лет мои ученики сделали более тридцати диорам, участвовали на многих выставках и разных мероприятиях. Первый раз мы выставляли диорамы на 65-летие Победы, если не ошибаюсь. Потом в 2011 году у нас была большая выставка в Москве на Поклонной горе, посвященная Московской битве, когда отмечалось 70-летие обороны столицы. Много выставок прошло по городам Подмосковья и различным учебным заведениям, в первую очередь, конечно, в Волоколамске. В Волоколамске у нас, можно сказать, были охвачены практически все школы города. На сегодняшний момент у нас собран универсальный материал, который не имеет срока давности. Его можно в любой момент развернуть и сделать выставку.
–Вы берете уже готовые модели техники и фигуры солдатиков для диорам или изготавливаете их сами?
– Вначале я создавал модели техники и сам, потому что когда-то проектировал детские игрушки и имею такие навыки. У меня квалифицированное образование, я член Союза художников Подмосковья, учился в Строгановке. Проектированием на фабрике игрушки я занимался довольно долго, в том числе на Осташевской фабрике, которая производила в свое время очень интересную продукцию. Мне, конечно, первое время интересно было собирать модели военной техники по чертежу, а потом в связи с появлением большого количества литературы и материалов, у нас уже отпала необходимость самим что-то собирать, проще было просто купить. Интереснее было поставить готовые модели и показать их в действии. Фигурки солдат мы используем, как правило, только как основу. У нас есть определенный застывающий пластилин, с помощью которого мы можем видоизменять их облик. Мы обычно изменяем фигуры с помощью огня и спичек, переделываем позы, перелепливаем летнюю форму на зимнюю и так далее.
–Ученики делают диорамы совместно или каждый свою?
– Нет, каждый делают свою работу. У меня были такие дети, которые сделали не одну собственную диораму. Как правило, они небольшие, хотя среди них есть и диорама размером с журнальный столик. Кроме того, в ходе нашей работы пришла мысль создать диораму, посвященную освобождению нашего села Осташево батальоном комбата Лысенко. Эта трех с половиной метровая диорама сейчас находится в Осташевской средней школе. Диораму мы готовили в содружестве с моим кружком при активном участии ученика Сергея. Интересно, что вся территория боя сейчас скрыта под водой, так как уже после войны было создано Рузское водохранилище. Лишь некоторые объекты, ставшие основой для живописного плана, до сих пор узнаваемы на берегах рукотворного водоема, например, церковь. Мы садились с Сергеем в лодку, выплывали к середине водохранилища и оттуда зарисовывали открывающуюся панораму, а потом уже домысливали все то, что осталось под водой.
– В каких-то еще музеях можно увидеть ваши диорамы?
– У нас сложились очень хорошие отношения с музеем в селе Спасс Волоколамского района. В местной школе создан интересный краеведческий музей, который неоднократно отмечался различными грамотами и призами. Там произошло достаточно серьезное сражение времен Великой Отечественной войны – битва на рубеже Спасс-Рюховское. Сражение известно тем, что немцы потеряли в нем несколько десятков танков. Кроме того, на поле боя одними из первых в Подмосковье были применены «Катюши». Мы создали диораму, посвященную этой битве для местного музея, отразив на ней как раз и первый залп «Катюши». Затем для этого же музея была создана диорама, посвященная уже войне 1812 года. Сохранилось свидетельство о дьячке Троицкой церкви села Рюховское Василии Рагозине. Этот церковнослужитель организовал в наших местах партизанское движение, связавшись с казаками из Рузы. На диораме у нас изображен момент нападения казаков и партизан на обоз французов под руководством дьячка, который изображен в своей скуфье.
Третья диорама для Спасского музея была посвящена древнему Волоку-Ламскому. Вместе с Владимиром Александровичем мы сделали очень хороший предметный план. У нас изображен момент перетаскивания ладей из реки Ламы в реку Волошню, являвшихся частями Волжского торгового пути. Мы руководствовались известной картиной Аполлинария Васнецова. Художник не придерживался того мнения, что наши предки были столь глупы, что таскали ладьи буквально по земле при помощи простых бревен. Поэтому и на нашей диораме можно увидеть хорошо оснащенные и продуманные технические приспособления для переброски по суше ладей и грузов из одной водной артерии в другую.
–Вы говорили, что делали макет Волоколамского кремля для музея-заповедника. Есть ли у вас другие картины мирной жизни или все работы посвящены военной тематике?
– В основном работы посвящены военной тематике, и, по преимуществу, именно Великой Отечественной войне. Однако я делал, например, небольшую диораму площади нашего села Осташево в том виде, как она выглядела до революции. В Осташево проводится довольно интересная краеведческая работа, посвященная пребыванию у нас великого князя Константина Константиновича Романова, а также его родственников. В частности, интересна судьба его сына князя Олега Константиновича, который погиб на фронте Первой мировой войны. Он изъявил желание быть похороненным в семейной усадьбе в Осташево, хотя по тогдашним правилам, как член царской семьи, должен был упокоиться в Петропавловском соборе Петербурга. Олег Константинович очень любил усадьбу Осташево, купленную в начале XXвека. У него было много братьев и сестер, трое из которых стали новомучениками – их сбросили в шахту вместе с княгиней Елизаветой Федоровной в Алапаевске в 1918 году. Совсем юного погибшего на войне князя Олега похоронили в Осташево в 1914 году и стали строить над его могилой храм-усыпальницу.
Олег Константинович был широко образован, писал стихи и, являясь выпускником знаменитого Александровского лицея, провел очень большую работу по факсимильному изданию рукописей Александра Сергеевича Пушкина. Имение в Осташево дошло до нас, хотя и в разрушенном виде. Сохранилось описание нашей площади, сделанное самим князем Олегом Константиновичем. Вместе с Мариной Владимировной Запориной, которая является руководителем этого «константиновского» проекта, мы решили сделать диораму, опираясь на его описание площади. Так появилась небольшая диорама с интересными сельскими персонажами, а также с самими Константином Константиновичем и Олегом Константиновичем. На площади располагался трактир «Трудолюбивая пчела» с вывеской «без крепких напитков», которая, как писал Олег Константинович, не соответствовала действительности. В центре площади когда-то стоял памятник Александру IIОсвободителю, а в самой середине находился киот с большой иконой Николая Чудотворца.
–Насколько популярным видом творчества являются диорамы сегодня? Какие диорамы вы считаете правильными?
– Сейчас популярность диорам, по моему наблюдению, идет на спад, но пик интереса к этому творчеству был как раз тогда, когда и мы активно начали этим заниматься. На мой взгляд, сейчас не все понимают, что такое настоящая диорама. Тем не менее, есть очень много любителей, которые делают шикарные вещи. Мы к такой дотошности в проработке деталей, которую иногда видишь на выставках, даже не подходили. У нас свое направление, основной принцип которого заключается в том, что нам важнее тема и идея работы, чем исполнение.
С формальной точки зрения, я считаю, что правильная диорама должна обязательно иметь задний живописный план, что далеко не всегда стало соблюдаться. С содержательной точки зрения, проблема бывает в том, что сейчас можно увидеть много случайных тем, которые не воспитывают патриотизма. Я полагаю, что главная задача военных диорам – это воспитание чувства патриотизма. Я не вижу смысла в таких подробностях, когда красиво и скрупулезно сделана собака у забора или, как немец тащит поросенка на веревке. В такие детали вложено огромное количество времени, труда и средств, а в результате не очень понятно, о чем вся работа. В патриотическое воспитание она никакого вклада не вносит. Я всегда и на всех мероприятиях, где мне приходится выступать, говорю, что о каждом нашем населенном пункте и о каждой деревне стоило бы сделать отдельную диораму, потому что везде имел место подвиг и героизм. Мы находим материалы, читаем литературу, где подтверждается это. Каждый бой был важен в Великой Отечественной войне.