Дмитрий Шаров: «Удивительный концерт» всеми встречается с улыбкой»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Дмитрий Шаров – профессиональный театральный художник, создатель «Театральной галереи» в парке культуры и отдыха «Елочки» города Домодедово. В деревянном павильоне парка Дмитрий проводит для детей и взрослых кукольные спектакли, персонажей к которым он делает сам. В интервью наш герой расскажет о своем театре и об авторском спектакле «Удивительный концерт», который пользуется большим успехом у публики.
– Расскажите о вашей «Театральной галерее»
– В ноябре исполняется два года, как в парке «Елочки» появилась «Театральная галерея». Я получил прекрасное место для реализации своих творческих планов, а город – новую культурную площадку. Но самое главное, дети приобрели возможность смотреть замечательное кукольные спектакли. Я ставлю себе целью делать такие представления, которые бы понравились зрителям. У меня есть, конечно, свои творческие амбиции и планы, но театр ориентирован пока, в первую очередь, на детскую публику. В основном реакция зрителей очень позитивная. У меня достаточно большой опыт в этом деле, в нынешнем году я отметил двадцатилетие своей театральной деятельности, поэтому я не позволяю появляться на нашей небольшой сцене каким-то недоработанным вещам. Я многое делаю сам: создаю декорации, придумываю персонажей, мастерю куклы, а кроме того, выступаю в качестве актера. Со мной работает еще несколько ребят, всем нам интересно этим заниматься.
– Вы сказали, что отметили двадцатилетие театральной деятельности. Все это время она была связана с куклами?
– Нет, сначала я окончил школу-студию МХАТ. Я пришел туда учиться, когда мне было уже тридцать лет, то есть достаточно поздно. До этого я работал в частном театре Антона Чехова и других театрах Москвы. Какое-то время я трудился в мастерских по изготовлению декораций, а потом поступил в школу-студию МХАТ на постановочный факультет. Я заведовал художественно-постановочной частью в театре Вахтангова, в Музыкальном театре имени Станиславского, но поскольку там была работа больше административного характера, то, в конце концов, художник во мне победил администратора. Случилось это, правда, не сразу. Сначала я организовывал здесь в парке «Елочки» вернисажи, на которых представлял картины разных художников, а потом появилась возможность большого финансового вложения, и я воплотил в жизнь свою давнюю мечту – создал свой небольшой театр. Я сделал его сам в прямом смысле этого слова: даже проект этого здания составлен по моим чертежам. Вообще помещение театра не совсем специализированное, потому что мне с самого начала хотелось заниматься здесь не только театральными постановками, но и выставлять работы художников. Именно поэтому здание несколько вытянутое, а наш театр правильно называть «Театральной галереей». Под этим названием я подразумеваю место, где проходят разные творческие мероприятия: спектакли, мастер-классы, выставки и так далее.
– Как вы научились делать куклы?
– Еще в детстве папа приучил меня работать руками, но больше всего мне помогло в этом плане базовое образование в школе-студии МХАТ. Там учат людей, которые в дальнейшем будут возглавлять всю художественно-постановочную часть театра. Заведующий художественно- постановочной части занимается изготовлением и эксплуатацией художественного оформления спектакля. Это практически все в театре, кроме актерской работы: декорации, свет, звук. Кроме того, я имел опыт работы в театральных мастерских. Ну и плюс ко всему, думаю, мне помогает мой художественный талант: я чувствую форму, цвет, пропорции. Сейчас я готовлю кукол к спектаклю «Удивительный концерт».
– Расскажите о спектакле «Удивительный концерт»
– Это моя авторская работа, такого спектакля вы нигде не увидите. Различные зверушки исполняют музыкальные номера, поют и танцуют, а в качестве конферансье выступает обезьяна по имени Гоша. Гоша – это тростевая кукла, у которой открывается ротик, вращаются глазки, что позволяет изобразить разные эмоции. В зависимости от этого поворота он будет злой, грустный или романтичный. Остальные персонажи спектакля представляют собой марионеток. В спектакле работают два человека.
У нас в репертуаре десять готовых спектаклей, но мне самому больше всего нравится «Удивительный концерт», потому что его жанр легкий и необязательный, а представление очень веселое и темпераментное. В этом спектакле всегда можно немного сымпровизировать, хотя, конечно, у нас есть основная нить сценария, по которой мы двигаемся. К постановкам по сказкам мы относимся более серьезно и ответственно. Это не значит, что они хуже, или что мы не получаем удовольствия, когда их играем, но там нужно твердо придерживаться заданной истории. Мы обязаны сделать, например, такое же количество основных героев, как в первоисточнике. Я не очень люблю делать спектакли «по мотивам», потому что все-таки автор старался и придумывал не для того, чтобы мы брали его произведение и меняли. Конечно, мы чуть-чуть редактируем сказку, приходится ужимать историю, чтобы она поместилась в формат сорокаминутного представления. Приходится также отказываться от второстепенных персонажей, но основная идея первоисточника обязательно сохраняется. Спектр эмоций, которые должен вызывать такой спектакль, достаточно широкий, поэтому в каком-то смысле играть его сложнее.
В спектакле «Удивительный концерт» мы сделали ставку на техническую часть. Я хотел достичь правдоподобного движения персонажей. Например, у нас есть замечательный таракан, который играет на банджо. В его руке вставлена специальная пружинка, которая создает впечатление бряцания по струнам. У каждого персонажа есть движение, которое характеризуют игру на том или ином музыкальном инструменте. Это может быть один или два жеста, но они четко передают и характер зверька, и его инструмент. Например, лягушка, играющая на ударниках, также смотрится достаточно натурально, потому что эти движения представляют собой свободную пластику и даже чистой воды механику.
В «Удивительном концерте» озвучивается только конферансье Гоша, а все остальные куклы исполняют музыкальный номер, но ничего не говорят. Я решил сделать так, потому что одному разыграть множество персонажей разными голосами тяжело, а одинаковым голосом озвучивать неинтересно. Музыка, которую мы слышим на концерте, самая разная: это и эстрадные композиции прошлых лет, и современные песни. Кстати, спектакль развивается, мы продолжаем готовить новых персонажей и новые номера. Среди участников концерта появится замечательный дуэт, который будет выступать под музыку оперы Бизе «Кармен».
– У вас есть выездная версия этого спектакля?
– Пока нет, но я планирую к следующему лету сделать выездной вариант как раз для «Удивительного концерта». Его преимущество в том, что он очень легко воспринимается людьми. Плюс к этому он имеет оригинальный замысел, и всеми встречается с улыбкой. Я всегда стараюсь как-то вовлечь зрителей в ход действа. Ведущий Гоша разговаривает с детьми, задает вопросы, просит подсказок из зала. В этом спектакле мы устраиваем голосование, в ходе которого зрители выбирают самого лучшего исполнителя в конце представления. Для этого я назначаю одну из мам подсчитывать оценки, которые выставляют дети после каждого номера. Представляете, какая ответственность, правильно «зажюрить»! Победивший артист обязательно выходит на бис. Очень часто выбирают петушка с курицей и цыплятами. Этот номер называется «семейный хор». Иногда выбирают черепаху-саксофониста, который исполняет сентиментальную композицию. Пользуется успехом также крот-скрипач. Если одного победителя выбрать не удается, то мы ставим всех исполнителей на сцену, и поется общая песня.
– Какие еще ваши спектакли вы бы отметили?
– Хотел бы отметить «Волшебника Изумрудного города». В этом спектакле есть кукла летучей обезьяны, которая имеет довольно сложную систему управления. Одни рычажки поворачивают голову обезьянке, другие приводят в движение крылышки, третьи – ножки. Эти механические конструкции я изобретаю всегда сам. Наверно, я имею склонность к механике, плюс в школе-студии нам читали лекции по сопромату, поэтому я могу сам разрабатывать различные конструкции, подсчитывать нагрузки и так далее. Самый любопытный механизм, который я изобрел, это машина Страшилы, которой он пугает обезьян. Детям эта непонятная штучка всегда очень нравится.
Скоро будет новый интересный спектакль «Волшебная лампа Аладдина». Там много интересных декораций и персонажей, таких как ослик с арбой, у которой крутятся колесики, или джин, появления которого с нетерпением ждут зрители. Я воплотил джина в образе доброго волшебника.
– Как вы придумываете облик персонажа?
– Я сначала делаю эскизы для каждой куклы. Если я создаю какое-то животное, то оно должно быть хоть немного похоже на первоисточник, поэтому я беру соответствующие фотографии, картинки и опираюсь на них, добавляя в образ «мультяшной» эстетики. Что касается кукольных человеческих персонажей, то я считаю, что на людей они должны быть похожи немного, потому что слишком похожие на человека куклы – это уже какие-то андроиды. Мне важно сделать персонажей, которые больше напоминали бы героев из мультиков. В то же время важно, чтобы каждая кукла имела свой характер. Например, я сделал куклу Гудвина из «Волшебника Изумрудного города» босым. Он у меня получился таким пожилым продвинутым хиппи. Естественно, я добавляю в образ что-то от себя, но стараюсь делать это гармонично, без китча. Кукла волшебницы Бастинды, например, немного похожа на восточную женщину, поэтому и фонограмму включаем соответствующую.
– Кукольная мастерская находится здесь же?
– Нет, моя мастерская находится в другом месте, но здесь же в Домодедово. По технике изготовления куклы бывают разные. Самое традиционное исполнение кукол – это папье-маше. На начальном этапе я так и делал всех персонажей. Сейчас надо создавать куклы и быстро, и много, и чтобы можно было их легко восстанавливать, поэтому я беру утеплитель пеноплекс, который хорошо обрабатывается, потом обтягиваю заготовку марлей и определенным образом шпаклюю. Дальше я расписываю все это красками, и получается элемент куклы.
– Как часто вы даете свои спектакли?
– Если мы продаем три или четыре билетика, то уже играем. Билет у нас нужно приобретать только на ребенка. Наши сеансы проходят обычно по выходным дням до шести часов вечера. Как показывает практика, сейчас в ноябре после трех часов дня в парке фактически уже никого нет, поэтому мы в это время года оставляем только два сеанса. Летом пробовали работать еще в четверг, но, как правило, люди собираются именно в выходные. Когда мы решим все формальные вопросы по выездным концертам, будем приезжать в другие города также в субботу или воскресенье. Все-таки это какая-то дополнительная прибыль для нас, а главное – популяризация нашего искусства.