Георгий Манохин: «Рассказываем о метро ушедшей эпохи»
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Житель подмосковной Апрелевки Георгий Манохин создал в гараже своего дома музей истории московского метрополитена «Метро на даче». Частный проект стартовал всего несколько месяцев назад в декабре 2020 года. В уютном небольшом помещении представлена коллекция приборов, указателей, светофоров, ламп, лайтбоксов, средств связи, старых схем и прочих артефактов московской подземки. Георгий – в прошлом машинист на Таганско-Краснопресненской линии – воссоздал кабину вагона серии Еж3 производства знаменитого Мытищинского завода с аутентичным пультом управления. В планах коллекционера добавить к экспозиции настоящий списанный вагон метро.
–Георгий,расскажите, как появился музей московского метро в Апрелевке?
– Метро я увлекаюсь с детства, по рассказам мамы, лет с четырех, а идея музея зародилась во время работы машинистом. После того, как я уволился, появилось больше времени для коллекционирования. Скопился материал, и я подумал, почему бы не открыть музей в своем помещении. Сначала я искал площадку в Москве, но выходило слишком дорого, поэтому решил открыть музей рядом с домом, тем более что гараж не использовался по назначению. Родители дали добро, и вместе с девушкой, отцом, друзьями мы своими силами сделали небольшой музей.
Систематически я стал собирать экспонаты с 2019 года, причем экспонаты я покупал за свой счет. Практически все, что находится в музее оригинальное, за исключением кабины вагона Еж3, которую я сделал из фанеры в натуральную величину. При этом пульт управления и прочие предметы – аутентичные. Коллекционирование началось с люстр старых вагонов, а когда в продаже появились списанные лайтбоксы, я решил делать свой проект.
– Есть ли еще подобные музеи метро или ваш единственный?
– Конечно, официальные музеи есть и у Московского метро, и у Петербургского. В Москве это сейчас называется Центром профориентации, а раньше на Спортивной работал небольшой музей подобный нашему. Главное отличие заключалось в том, что он был ведомственным, принадлежал непосредственно метрополитену, а у нас полностью частный проект. Нашу концепцию можно сформулировать так – мы рассказываем о метро ушедшей эпохи.
– Какие экспонаты самые старые в коллекции?
– Один из самых старых предметов – это оригинальная чугунная урна для мусора. Подобные урны ставились на станциях Московского метро до 1980-х годов, но потом из-за профилактических мер против терроризма их убрали. Считается, что в урну можно заложить бомбу, поэтому до сих пор на станциях метро нет контейнеров для мусора. С другой стороны, в варшавском метро, где мне приходилось бывать, бачки для мусора на станциях предусмотрены. Урна из нашей коллекции тяжелая: весит больше 30 килограмм.
Другой старый артефакт – стеклянный указатель. Мы демонстрируем всю концепцию развития путевого указателя от самого первого стеклянного до современного. Сейчас от этой линейки в метрополитене отказались – на путевых стенах висит навигация нового образца в виде большого бокса, только без подсветки.
В нашем музее представлены пульты управления вагонов двух серий: Еж3 и 81-717. При этом кабина «ежика» воссоздана полностью в натуральную величину – это один из главных наших экспонатов. Работая машинистом, я успел застать старые вагоны Еж3. Тогда в метрополитене обновляли подвижной состав, и самым новым на Таганско-Краснопресненской линии был поезд 81-717. В воссозданную кабину Еж3 можно зайти, потрогать все своими руками и даже примерить костюм машиниста. «Ежиков» списали в июне 2020 года, а составы серии 81-717 еще ходят на Люблинско-Дмитровской, Замоскворецкой и Калужско-Рижской линиях.
Мы демонстрируем самую новую форму машиниста, которую ввели после ребрендинга московского метро. Форма машиниста – это пилотка, синяя рубашка (с длинными и короткими рукавами), галстук, синяя жилетка, китель и зимний вариант утепленной куртки. Также в комплект обязательно входят две белые рубашки для парадных случаев и праздников. Например, 8 марта все машинисты в московском метро были в белых рубашках. На втором этаже музея у нас представлены формы и других служб метро.
– С чего вы обычно начинаете экскурсию?
– Начинаю рассказ со старых схем станций разных лет. У нас есть общие схемы, которые когда-то непосредственно висели в вагонах метро. Все они оригинальные, кроме одной 1975 года, которая представлена в виде реплики. С нее мы и начинаем рассказ. На этой схеме мы увидим много старых названий: Ленинские горы, Ждановская (Выхино), Площадь Ногина (Китай-Город), Колхозная (Сухаревская) и т.д. Замоскворецкая линия тогда шла до Каховской. Как известно, потом произошло разделение: основная линия продолжилась дальше вниз, а небольшое ответвление от Каширской до Каховской впоследствии стало самостоятельной линией. В 1975 году нет еще Серпуховско-Тимирязевской линии, но есть отдельные станции Новослободская и Добрынинская.
– Многие линии, судя по схеме, раньше шли только до Кольцевой?
– Да, раньше не было центрального радиуса Калужско-Рижской линии: отдельно шли отрезки Беляево-Октябрьская и ВДНХ-Проспект Мира. Также было и с Таганско-Краснопресненской: отрезки Октябрьское поле-Баррикадная и Таганская-Ждановская (Выхино) в центре не соединялись. Исключением была самая первая линия московского метро – Сокольническая. Она строилась сразу с центральным радиусом от Комсомольской до Парка Культуры. Кстати, в 1935 году первая линия работала с ответвлением: часть поездов ехала до Смоленской, а часть – до Парка Культуры. Таким образом, изначально центральные станции Филевской линии были в составе Сокольнической.
– Нумерация линий соответствует времени их постройки?
– Не всегда. Для Сокольнической, Замосковрецкой и Арбатско-Покровской (первой, второй и третьей) это так, но в остальных случаях соответствует только приблизительно. Нумерация линий появляется на схемах с 1990 года, а до этого отмечались лишь цвета. Были, правда, самые ранние схемы, на которых не было и цветов: все линии изображались черными. Расцветка на схемах никогда не менялась, а нумерация в разные годы немного отличается. Например, Арбатско-Покровская сначала имела номер 3, а Филевская – 3а. Сейчас Филевская стала полноценной отдельной линией, получила номер 4, поэтому нумерация всех следующих линий сдвинулась.
– Некоторые станции меняли названия еще в советские годы?
– Да, таких случаев много. Например, на схеме 1975 года станция Завод имени Сталина уже переименована в Автозаводскую, а у станции Александровский сад название менялось четыре раза. В разные годы она была также Улицей Коминтерна, Калининской, Воздвиженкой. В 1990-е годы станции массово переименовывали из политических соображений. До сих пор ведется дискуссия о переименовании Войковской.
После схемы 1975 года появилась так называемая Олимпийская схема 1980 года. Кольцевая линия на ней представлена в непривычном овальном виде. В это время построили станцию Шаболовская (до этого на перегоне Октябрьская- Ленинский проспект станции не было). В 1980 году была введена желтая Калининская линия, которая шла только до Марксистской.
На схеме 1991 года мы видим значки спортлото – это, возможно, первая реклама в метро. В это время проектировалась Люблинская линия, а станция Римская имела проектное название Серп и Молот. Также на схеме 1991 года проектируемый Бульвар Дмитрия Донского назывался Качалово, а Улица академика Янгеля – Россошанской. Ленинские горы в 1991 году закрылись на ремонт. Основной метромост над рекой Москвой разобрали и сделали временные обходные эстакады. Тогда же возник проект передачи нескольких станций из Филевской линии в Арбатско-Покровскую. Это уникальный случай в Московском метро, когда две станции ушли на другую ветку.
Завершает эту часть экскурсии рассказ о схемах 2003, 2012 и современной, которую ввели в 2015 году. Кстати, схема 2012 года провисела в метро рекордно мало – всего три года. А вот последний дизайн, который подготовила студия Артемия Лебедева, на мой взгляд, очень удачный и современный.
– А вы касаетесь истории метро в других городах России?
– В качестве привета из северной столицы, у нас висят три схемы подземки Санкт-Петербурга. На последней схеме мы можем увидеть единственный в России траволатор, с помощью которого у пассажиров есть возможность перебраться, не выходя из метро, с одного берега Невы на другой.
В России метрополитены действуют также в Нижнем Новгороде, Самаре, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани. Хотелось бы охватить историю и этих подземок, но для этого не хватит места в небольшом музее. Есть также знаменитый долгострой – Омское метро, строительство которого законсервировано. В Челябинске тоже вырыли несколько тоннелей, но метро так и не было введено в эксплуатацию.
– Метрополитены других стран вы тоже исследуете?
– Да, у меня была мечта, реализовать которую мне пока мешает пандемия, посетить метрополитены всех стран, где эксплуатировались или эксплуатируются отечественные вагоны. Прежде всего, это метрополитены стран бывшего СССР, соцлагеря и Восточной Европы. Например, наши вагоны закупали метрополитены Софии, Варшавы, Праги и Будапешта. В Венгрии ходил модифицированный экспортный вариант серии 81-717.
– Бытует мнение, что московское метро самое красивое. Вы согласны с этим?
– Да, это однозначно так. Из зарубежных метрополитенов, которые мне приходилось видеть, я бы еще отметил подземку в Ташкенте. В оформлении станций и вестибюлей там совместили наши дворцы с восточной архитектурой, что смотрится очень необычно и эффектно.
Еще одной особенностью московского метро является довольно высокий шум. В этой связи расскажу про один любопытный артефакт из коллекции – кусок облицовочной плитки со станции Пражская. В 1980-е годы произошел бартер с чехами: они строили станцию Пражская в Москве, а мы – станцию Московская в Праге. Чехословацкие инженеры использовали в Москве специальный шумопоглощающий материал для облицовки. Он выглядит как камень с внутренними пустотами, которые поглощают шум. Благодаря чехам получилась, наверное, самая тихая станция в московском метрополитене. Даже когда эксплуатировалась старая 717-я серия, шума поезда на Пражской почти не было слышно.
Благодаря замене подвижного состава сейчас многие линии становятся тихими, но на шум влияют не только старые поезда, но и само устройство пути. Например, в Варшаве до сих пор частично эксплуатируется российские вагоны (еще в 2010-х годах они закупали модернизированную версию наших поездов), но из-за устройства туннелей те же самые вагоны ездят намного тише.
Кстати, в Праге и Будапеште недавно сделали два ретро-поезда на основе серий Еж3 и 81-717 Мытищинского завода. Поезда были выполнены с большой любовью, вплоть до мелочей. Наши старые вагоны высоко ценят в странах бывшего соцлагеря как часть истории транспорта.
– Какие еще интересные артефакты из коллекции вы бы назвали?
– Среди других интересных экспонатов путевые фонари разной вариации, телефон диспетчерской связи, светофоры разных типов: туннельный и для наземного метро. На втором этаже у нас небольшое помещение, которое я называю залом трафаретов, надписей и табличек. Здесь выставлены предупреждающие таблички и надписи «Огнеопасно», «Кладовая гражданской обороны», «Начало возвышения», «Конец возвышения», «Релейная СЦБ», «Мужская уборная» и т.д.
В соседней комнате у нас представлены формы различных служб московского метрополитена: дежурной по станции старого образца, спецовка монтера пути, форма дежурного по депо, форма службы ремонтного персонала, одежда тружеников московского метростроя, кассиров, и формы машинистов разных лет.
– Какие планы у вашего проекта на ближайшее время?
– Недавно я приобрел старый вагон метро, но экспонировать его пока негде. В перспективе музей мог бы стать полноценной площадкой, где были бы представлены настоящие вагоны метро разных лет. Также есть задумка сделать игру-симулятор управления поездом серии Еж3, кабина которого воссоздана в экспозиции. В общем, планы наполеоновские, но что из этого получится, покажет время.
Договориться о посещении музея «Метро на даче» можно через страничку в инстаграм