Глеб Шахнович: «Рекомендую полет всем, кто когда-либо смотрел с завистью на птиц»
Фото: [личный архив Алексея Анисимова и Глеба Шахновича]
Глеб Шахнович – пилот сверхлегкой авиации из Каширы, создатель проекта «Глазами птиц». Десять лет назад Глеб увлекся сверхлегкими летательными аппаратами: парамотором и паралетом. Со временем стал фотографировать красоту подмосковной природы, открывающуюся с высоты, и делиться снимками на страничке проекта. Пилот-любитель не остановился на этом и уже пять лет поднимает в небо всех желающих на своем двухместном паралете. О том, что открывается человеку, летающему в тележке с крылом и мотором, пилот рассказал порталу «Подмосковье сегодня».
–Глеб, стать летчиком, наверное, было вашей детской мечтой?
– Вовсе нет, с детства я панически боялся высоты. Уже в зрелом возрасте решил прыгнуть с парашютом и загорелся. Позже узнал, что недалеко от Каширы в деревне Кончинка Тульской области существует крупная парапланерная школа. Попробовал летать на параплане на лебедке и с тех пор увлекся сверхлегкими летательными аппаратами.
Еще в мои школьные годы в Кашире жили два любителя, настоящие фанаты неба, у которых был дельтаплан с мотором. Они вели авиамодельный кружок, иногда и нас, ребят, могли прокатить на нем. Я тоже пару раз слетал, но мне в голову не могло прийти тогда, что сам буду серьезно заниматься чем-то подобным. Летать самостоятельно я стал уже ближе к тридцати годам.
Изначально цель проекта «Глазами птиц» я определил так: показать людям окружающую красоту. Все, кто со мной летает, говорят, что сверху и грязи на земле меньше видно. Мы живем на самом деле в прекрасном месте и прекрасном мире. Странно, что некоторые видят только мусор, недоделанные дорожки, помойки и свалки.
Сначала я летал на одноместном парамоторе – параплане, напоминающем парашют, но с мотором. Работает он так: на спину надевается ранец с мотором, заводится, и после небольшой пробежки крыло поднимает тебя в воздух. Когда появилась уверенность в своих возможностях как пилота, захотелось поделиться радостью полетов с другими. Сначала с близкими и друзьями, а потом и со всеми остальными. Для этого я купил себе двухместный паралет. В отличие от парамотора, он оснащен не только мотором и крылом, но и тележкой с колесами.
Мне нравится дарить людям положительные эмоции. Много раз наблюдал, как у человека взгляд меняется после полета, особенно у того, кто летает первый раз. Иногда человек боится высоты, первые минуты нервничает, но случая, чтобы он не испытал в итоге удовольствия от полета, я, честно говоря, не припомню. А мне приятно подарить человеку немного счастья.
– На какую высоту вы поднимаетесь?
– Я летаю в основном в Кашире и Озерах, а здесь разрешенная высота, на которую можно подниматься без предварительной заявки, до пятисот метров. Технически паралет позволяет подняться и на две тысячи, но суть не в высоте, потому что после трехсот-четырехсот метров картина особо не меняется.
Паралет, по сравнению с легкими самолетами, хорош тем, что у него нет закрытой кабины. Ощущение, будто небо у тебя в руках. Конструкция, позволяет обходиться даже без защитного стекла, так как скорость небольшая: всего сорок-пятьдесят километров в час. Благодаря маленькой скорости есть возможность летать и на небольшой высоте.
– Проект «Глазами птиц» изначально был сосредоточен на фотографиях с высоты?
– Раньше, особенно когда летал один, был упор на фотографиях, но сейчас у многих появились квадрокоптеры, которые могут делать почти такие же снимки, как и я. В некоторых случаях, конечно, я могу сделать снимок лучше, но в целом с коптера снимать гораздо проще: он может зависнуть на одном месте, и, кроме того, снимаешь на земле в безопасности. Сейчас проект немного сместился в сторону личного знакомства людей с небом, но и фотографию тоже не бросаю.
В Озерах очень красивая природа, живописные водоемы, Ока. В Кашире, кроме того, замечательные храмы. Главное в фотографиях с паралета – это твердая рука и съемка по направлению полета, чтобы не смазать снимок. С опытом приходит сноровка, глаз уже знает правильный ракурс. Каждый год я печатаю календари с видами Каширы и Озер, снятые мной с воздуха.
– Для вас паралет – это оптимальный летательный аппарат?
– На данный момент – да. Мой друг, который тоже летает на паралете, недавно купил себе еще и легкий самолет – у него с детства была мечта стать пилотом. В этом смысле я настоящим летчиком себя не ощущаю: я пилот сверхлегкой авиации.
В самолете нет такой возможности наблюдать окружающую красоту. У пилота, как правило, закрыт обзор, и часто он видит только небо перед собой. Кроме того, летишь быстро и нужно постоянно следить за большим количеством приборов и параметров. Плюсы самолета в том, что можно далеко улететь, на некоторых самолетах поделать фигуры высшего пилотажа, но в принципе я делаю пилотажные фигуры и на паралете. Единственное, чем паралет точно проигрывает самолету – это зависимостью от погодных условий. На самолете можно летать и в дождь, и в ветер.
– Летали на воздушном шаре?
– Нет, и на данный момент мне это неинтересно. Пилот воздушного шара видит то, что и я могу увидеть в любом полете, только я еще могу подняться выше и спуститься ниже, пролететь между деревьями, над рекой и сесть, куда мне нужно. Причем все это делаю за пятнадцать минут. В этом плане воздушный шар сильно проигрывает паралету. У воздушного шара очень сложная логистика: эту махину нужно как-то привезти, надуть, запустить. Единственный его плюс, это, наверное, тишина в полете и более эффектный вид со стороны.
Одно время мне казалось, что увлечение парапланеризмом становится массовым и поголовным. Сейчас ажиотаж поугас, многие случайные люди отсеялись, а остались те, кто действительно любит полеты на параплане, в том числе с мотором.
– Насколько полеты на паралете опасны?
– За последний год я насчитал пятерых человек, кто хорошо поломался на велосипеде, при этом из моих знакомых, летающих на паралете, – за десять лет ни одного. Я человек верующий, поэтому считаю, что все в руках Господа. Понятно, что нужно знать меру риска, однако если всего бояться, то лучше просто сидеть дома.
Я стараюсь соблюдать меры безопасности. Когда летаю один, могу увеличить риск, когда с другими людьми – проявляю большую осторожность. Я не скрываю, что формально – это экстремальный вид спорта, но, на мой взгляд, кататься на роликах, велосипеде, мотоцикле или горных лыжах гораздо более рискованно.
Не утверждаю, что это совсем безопасное дело, но, чтобы совсем убиться на паралете, нужно сильно постараться. Стопроцентный шанс погибнуть один – это утонуть. Вода очень опасна, когда на тебе сто килограмм железа, к которому ты крепко пристегнут. Летая над реками или озерами, нужно обязательно следить, чтобы имелся запас высоты.
Я летаю с людьми только вечером или утром, когда воздух спокойный. Днем летать сложнее. Солнце прогревает землю, и образуются восходящие потоки воздуха. Любое кучевое облако – это, по сути, сконденсировавшийся восходящий поток. Такой воздушный поток двигается со скоростью пять метров в секунду, быстрее лифта. Бывает, что одна часть воздуха поднимается резко вверх, а рядом другая опускается с такой же скоростью. Если крыло попадет в эту грань, то есть опасность потерять управление.
Погодные условия для паралета вообще очень узкие, поэтому в году остается не так много подходящих дней. В дождь и сильный ветер полеты исключены. Иногда везет, и несколько недель стоит хорошая погода, но, например, в нынешнем году в мае был пока только один подходящий день. Позже поля зарастут травой по пояс, и негде будет стартовать, пока не покосят. Поэтому паралет в этом смысле – нестабильная вещь.
– У вас есть определенный маршрут полета?
– Во многом это экспромт. Маршрут зависит от многих факторов. Летом, например, взлетаю там, где поле скосят и где разрешат работники сельского хозяйства. Маршрут зависит и от ветра: если с одной стороны дует, то будет один маршрут, если с другой – выбираю альтернативный вариант. Получается обычно круг на 15-20 минут.
– Что открывается лишь с высоты птичьего полета?
– Часто случается, что сверху видишь интересные объекты, которые на земле никогда бы не увидел: остовы зданий, конструкции, какие-то валы, окружности и фигуры в полях разного цвета от разных посаженных культур. По-другому открывается соотношение расстояний между знакомыми объектами. Иногда видишь на земле и вовсе загадочные вещи. Однажды я рассмотрел в середине кукурузного поля в Озерском районе таинственные лабиринты из скошенной травы. До сих пор не понимаю, кто их сделал и для чего.
– Кому рекомендуете подняться в воздух, прежде всего?
– Я бы рекомендовал полет всем, кто когда-либо с завистью поглядывал на пролетающих птиц, самолеты и прочие летающие объекты с мыслью: а вот бы и мне! Если нет особого желания лететь, я и не настаиваю, но вот когда человек летать хочет, но боится, я бы порекомендовал попробовать. Паралет дает ощущения, которые нигде больше не испытаешь.
Особенно я рекомендую полеты на паралете людям зрелого возраста: старше пятидесяти лет. Полеты с детьми, откровенно говоря, я не очень приветствую. Да, дети радуются, но я прекрасно понимаю, что у ребенка впереди в жизни еще много впечатлений. А вот пожилого человека сложно удивить новым. Жизнь зрелых людей состоит практически из одних и тех же будней, поэтому полет станет незабываемым приключением, он окрыляет.
Конечно, если человеку свойственны большие скачки давления или сердечные проблемы, то лучше не рисковать, но если в целом человек нормально себя чувствует, то ограничений по возрасту нет. Летать можно по-разному. Когда понимаешь, кто твой пассажир, то и летишь соответственно: спокойно и без резких виражей.
Некоторые, например, на курортах, превращают полеты в конвейер, такие коммерческие покатушки выглядят очень однообразно. Может быть, для человека, который ни разу не летал, и такой полет будет большим впечатлением, но сам я стараюсь выложиться по максимуму и показать человеку все прелести полета на паралете. При этом все индивидуально, в зависимости от состояния человека, которое я стараюсь почувствовать.
Полет дает массу ощущений. На большой высоте неописуемая красота, простор нашей земли, чувство полета, ощущение себя в небе. В каждом полете глушу мотор на большой высоте, чтобы попланировать и насладиться тишиной в небе.
Полет на низкой высоте дает не меньше несравнимых ощущений: представьте, что несетесь на мотоцикле, которому не страшны никакие препятствия – сейчас по грунтовой дороге, а потом сворачиваете и вот уже под колесами поле с капустой, затем ручей, болотце, с которого взмывают птицы. Потом вы легко перепрыгиваете посадку деревьев, и теперь под вами колосится рожь. Мгновенно меняются запахи, влажность и температура… А потом летящая прямо под ногами земля вдруг резко уходит вниз, а перед глазами неожиданно открывается красивый вид на реку. Отдельная тема – пилотажные фигуры, людям они особенно запоминаются.
В общем, я стараюсь провести каждый полет так, чтобы показать все то, что нравится в полетах мне самому. При таком подходе тратится намного больше бензина, ресурса техники и сил, но если уж делать, то достойно. Стараюсь, чтобы людям запомнился полет, полюбилось небо, и они ощутили, как прекрасен наш мир, наша жизнь. Глядя на людей после полета, вижу – вроде получается.