Инна Борисова: «Сделать друга из Другого»
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня, личный архив Инны Борисовой]
Считается, что полноценное общение – это такой само собой разумеющийся навык, данный нам с рождения. Однако это не так – убеждена Инна Борисова, директор и методист тренинг-центра Голицынского туристского кампуса УНИКАМ (Одинцовский городской округ). Особенно остро мы стали замечать разрывы социальной ткани в последние годы, а сегодняшняя вынужденная самоизоляция еще более обострила эту тему, сделав ее буквально болезненной. Что нас объединяет? Способны ли мы к солидарности? Зачем нужно учить коммуникациям наших детей? Свои ответы на эти вопросы Инна предложила в интервью порталу «Подмосковье сегодня».
– Инна, как родилась идея вашего коммуникативного тренингового центра?
– Как вся жизнь на Земле, мы появилась из воды. В начале девяностых в яхт-клубе на берегу Можайского водохранилища сложилось сообщество, в котором молодым инструкторам была дана почти полная самостоятельность, своеобразное самоуправление. И стало очевидно, что именно такие горизонтальные коммуникации наставничества, когда не взрослые учат «сверху вниз», а старшие подростки учат младших, то есть все учатся друг у друга, оказались эффективнее в социальной неопределенности девяностых. В этой отчасти вынужденной самостоятельности проявлялась ответственность, которую мы невольно научились брать на себя. К слову сказать, за всю историю яхт-клуба у нас не было ни одного несчастного случая.
Еще будучи подростком и членом яхт-клуба, я одновременно училась в педагогическом училище в Москве, после окончания которого, поступила в Институт туризма. И вот тогда выяснилась интересная вещь. Первые выпускники, те самые члены нашего яхт-клуба, пошли работать в абсолютно разные сферы, но везде, и не только в туриндустрии, оказались успешны. Получилось так, что приобретенные навыки коммуникации, самостоятельности, умения брать ответственность на себя, сыграли в их жизни большую роль, нежели, собственно, профессиональные качества.
У меня, например, еще в период учебы было свое собственное эвент-агентство, а после окончания института я работала руководителем отдела анимации подмосковного комплекса отдыха «Бекасово» и по совместительству там же возглавила направление маркетинга. В итоге, еще раз отучившись по бизнес-программе MBI, занимала пост замдиректора по маркетингу, а потом по разработке стандартов для персонала. По роду деятельности мне постоянно приходилось заниматься обучением сотрудников: проводить тренинги и игровые обучающие программы в сфере гостеприимства. Из всего этого опыта, уже ко времени работы над концепцией интерактивного парка «Коммуникон» сформировалось понимание, какими могут быть форматы будущих тренинговых программ.
– А что такое «Коммуникон»?
– Интерактивный парк коммуникаций «Коммуникон» – это домашний проект подмосковного комплекса отдыха «Бекасово», в проектировании которого я участвовала. Поскольку это площадка «Ростелекома», то не вызвало сомнений научно-популярное направление: показывать детям в игровом формате, как работают коммуникации. Изначально концепция выстраивалась вокруг разных технических средств связи. Мы решили создать лабораторию, уличную интерактивную площадку со спутниковыми тарелками, малыми архитектурными формами в виде телефонов, аппаратов азбуки Морзе и других средств связи. В процессе проектирования этого «железа», мы наполняли его развивающими методиками и программами. Стало понятно, что сами по себе экспонаты – это еще не все, нужно было делать с ними какие-то интересные программы: квесты, лекции, интерактивные экскурсии, ролевые игры, образовательные программы и так далее. Так родилась более интересная история – через очевидные физические законы показывать детям неочевидные законы общения.
Мы подготовили интерактивную экскурсию «От физики к лирике», в процессе которой детям иллюстрируется область человеческих отношений. Например, принцип брахистохрона (кривая скорейшего спуска): два шарика одновременно запускаются по двум дорожкам. Один катится по прямой трассе, а второй по горкам-пригоркам. Кажется, что первый шарик должен был бы прибыть к финишу быстрее, однако на самом деле первым финиширует тот, который преодолевал препятствия. Таким образом, дети видят, что «по прямой не всегда быстрее». Эту метафору физической задачи можно сформулировать так: сопротивление рождает усилие.
– Это уже философия какая-то…
– Так и есть. В лаборатории «Коммуникон» собраны портреты с философскими высказываниями знаменитых ученых, в том числе Альберта Эйнштейна: «Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса». В этом наша цель – пригласить ребенка посмотреть на обыденность немного под другим углом, придать иной, может быть, даже философский смысл тому, что мы привыкли видеть, как банальные физические законы.
Например, мы знаем из школы, что сопротивление возникает в результате давления: действие вызывает противодействие. Но на эту ситуацию можно посмотреть и с другой стороны: сопротивление вызывает усилие. Мы спрашиваем детей – воздух сопротивляется так же как стол? Попробуйте надавить на воздух! А вот на стол надавить получается, потому что он сопротивляется вашему усилию больше чем воздух, и, таким образом, сопротивление стола вызывает большее давление руки. В области человеческих отношений это правило работает так: если ты начинаешь сопротивляться, упрямится и спорить с человеком, он тоже начнет повышать голос, оказывать на тебя давление. В данном случае, физика для нас предлог. Все-таки наша задача гуманитарная, нам важно предложить детям задуматься о том, что невидимая сфера человеческих отношений работает иногда по таким же «железным» законам, как и физика.
– Инна, а в каких форматах вы проводите ваши тренинги?
– Дерево программ довольно разветвленное: это научно-популярные лекции, умные квесты, спортивно-психологические и туристско-психологические тренинги, познавательные семейные игры, театрализованное проигрывание кризисных ситуаций. Есть многодневные программы, в которых все эти форматы комбинируются. Есть, например, программы, подготовленные совместно с областным сообществом радиолюбителей – спортивная радиопеленгация «Охота на лис». Это тренинг именно на коммуникацию и эффективное взаимодействие, то есть на умение подстраховывать, поддерживать, понимать друг друга в оперативной совместной деятельности в полевых условиях. Но все форматы так или иначе объединены общей темой – коммуникации.
– А как вы пришли к таким нестандартным решениям?
– У нас очень хорошая команда психологов, включая наших партнеров и единомышленников. Безусловно, методики создавалась совместно с экспертами. Часть программ, преимущественно спортивно-психологические, мы разрабатывали сами, а более серьезные – сообща с нашими уважаемыми партнерами. В частности, нашим консультантом является Татьяна Гелиевна Яничева, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, а также основатель Центра психологического развития «Архитектура будущего». Наши методические решения в проекте «Коммуникон», например, оценивали эксперты бизнес-школы «Сколково», а методический отдел Музея связи им. А.С. Попова дал положительное заключение об интерактивной экспозиции.
– Как вы уже сказали, форм тренингов много, и все они посвящены коммуникации?
– Да, коммуникации наш профиль. Мы предлагаем наши программы трем возрастным группам: у нас есть семейные, молодежные и школьные тренинги.
– Давайте начнем со школьников
– Наши программы для школьников – это тренинги на профориентацию, коммуникацию, на развитие мягких навыков – управление временем, развитие эмпатии, взаимодействие в команде. В нашем арсенале есть программа «Умный Выпускной», в которой дети совмещают развлечения с обучением с помощью спортивно-психологических или культурно-психологических игр и занятий. Но, несомненно, самым важным в школьном направлении у нас является тренинг по профилактике школьной травли... Название тренинга, конечно же, нейтральное «Сотрудничество и взаимодействие в классе», но любой школьный педагог понимает, о чем идет речь и насколько важно значение такой профилактической работы. Мы работаем с родительскими активами школьных классов, и, получив заказ, организуем совместную встречу родительского комитета с классным руководителем, выслушиваем заинтересованные стороны и обсуждаем сценарии развития еще пока не возникшей проблемы в классе в области коммуникации между учениками, а иногда и между всеми заинтересованными участниками.
Далее мы выбираем день и проводим тренинг, на котором происходит обучение детей эффективной коммуникации за счет упражнений и рефлексии. Школьники сами делают выводы о том, что для коммуникации нужны правила в общении, умение чувствовать и слышать друг друга, взаимная поддержка, навык задавать правильно вопросы и высказываться самому. То есть, в программе тренинга «зашито» наиболее важное из темы взаимодействия и понимания того, как строится коммуникация. После тренинга обязательно идет сопровождение, обратная связь, и классный руководитель использует в дальнейшей работе с классом все приемы, методы и результаты тренинга.
– То есть тренинг предназначен не только для учеников, но и для учителя?
– Конечно, и даже для родителей. Проблема буллинга (травли) представляет собой некий треугольник: родители, классный руководитель и ученики. Если хотя бы одна из сторон этого треугольника выпадает, то предотвратить потенциальную угрозу будет практически невозможно. На самих тренингах родители не присутствуют, но сопровождение после тренинга для них обязательно.
Прежде всего, мы должны встретиться с учителем и родителями, а сами тренинги проводятся в спортивном комплексе кампуса Уникам. В школе проводить такие мероприятия не рекомендуется, потому что там класс ведет себя совершенно иначе. В тренинговом центре более дружественное пространство для ребят, а в школьных стенах эмоции детей транслируются привычным и удобным для них образом. Нельзя забывать, что на пятом году школьный класс – это «сплоченный» коллектив, имеющий свои определенные «традиции». К сожалению, как у всех вынужденных коллективов, сплочение это часто происходит не всегда вокруг ценностей гуманизма.
– Тема коммуникаций становится все более актуальной. Почему именно сегодня? Что происходит?
– Мы выздоравливаем.
– Поясните
– Раз мы стали обращать внимание на проблему, значит пошли на поправку. Да, конфликтность в обществе растет. Надо признать, что в нашей культуре позитивные эмоции проявлять не принято и даже наше пресловутое дружелюбие не очевидно. Наши дети – маркер общих социальных процессов. Почти у всех у нас нет правильного отношения к конфликтам, а это имеет самое непосредственное отношение к проблеме школьной травли. Я бы предположила, что конфликтность как-то связана с комфортностью и конформностью. В современном конформистском обществе конфликт в большинстве случаев подавляется, но не решается. К сожалению, агрессия – понятие, которое в нашей культуре толкуется однозначно негативно. Агрессивный – значит злой, неадекватный, глупый, опасный. Такое упрощение приводит к пассивно-агрессивному поведению и хроническому недопониманию в отношениях между людьми. Понимаете? Агрессия никуда не девается, подавленная, она трансформируется в пассивные формы, которые намного более разрушительные, поскольку протекают скрыто и позволяют избежать ответственности. Отсутствие мотивации, забывчивость, саботаж, интриги, игнорирование, замалчивание и так далее – это проблемы не только наших детей. Это проблемы общества в целом.
Но у мнимого миролюбия есть отсроченные и более опасные последствия. Попытка «не заметить» потенциальный конфликт приводит к тому, что, эмоциональная дистанция между детьми увеличивается, и невольно происходит утрата активного взаимодействия. Культура все чаще навязывает ребенку: отойди, не связывайся. Но, увеличивая дистанцию, ребенок перестает чувствовать свои границы, потому что границы личности формируются только во взаимодействии. Как только ты перестаешь чувствовать эти границы, ты не можешь понять, что ты чувствуешь. Теряя личностные границы, ребенок теряет частичку себя. И эта проблема не только школьников, уже все больше взрослых людей с трудом могут рассказать о том, что же они чувствуют.
Мы объясняем школьникам, что ничего страшного в конфликте нет, если уметь с ним работать. Приводим примеры – есть военные действия, а есть дипломатия. Дипломатия – это и есть правильная коммуникация с противоположной стороной. Поэтому наш подход заключается в том, что в каком-то смысле конфликты надо не то чтобы любить, но как минимум – не бояться.
В январе этого года в Сочи я представляла наш Уникам на IV Всероссийской конференции «Путь к успеху: стратегия сопровождения молодых талантов», которая была организована Образовательным центром «Сириус». Мы общались с представителями многих организаций, которые занимаются образовательными лифтами для талантливых детей, формирующих их карьерную траекторию по заказу крупных корпораций. Все они говорили нам об одной и той же проблеме. На работу в эти компании приходят практически готовые профессионалы, со школьной скамьи прокачивающие свою компетентность, которые, однако, совсем не умеют взаимодействовать в команде. Человека принимают на должность как высококлассного специалиста с хорошим образованием, а потом выясняется, что свои профессиональные навыки он, увы, не может реализовать в полной мере.
Почему? Очень просто. Свою волю можно реализовать, только применяя мягкие навыки коммуникации и взаимодействия, а именно этому-то замечательного специалиста и не учили. Вот беда: колоссальные средства, вложенные государством в образование этих людей – обнуляются. Результат обесценивается. В службах HRбытует грустная шутка: принимают на работу за наличие hard-skilIs, а увольняют за отсутствие soft-skilIs. К сожалению, значение «мягких навыков» и вообще эмоционального интеллекта в нашем обществе недооценено. Хотя исследования показывают, что уровень экономики страны напрямую связан с уровнем социального доверия в обществе.
– Значит, с проблемами непонимания сталкиваются и взрослые?
– Увы. Мы находимся в серьезной трансформации ценностей и, как следствие, коммуникативных разрывов. Проще говоря, утрачиваем навык понимания. Простой пример. Поправка в Конституцию, что брак – это союз мужчины и женщины. Еще десять лет назад понятие «брак» и так подразумевало «союз мужчины и женщины», а теперь требуются уточнения. Также обстоит дело и с коммуникацией – здесь тоже требуется внимание.
– Кстати, о браке. Я знаю, у вас есть предсвадебный тренинг?
– Да, мы продвигаем ценности уважительного общения среди будущих молодоженов. Статистика разводов удручающая, сами знаете, причем конфликты начинаются всего через три года совместной жизни. Мы подготовили этот тренинг к весне и надеемся, как только самоизоляция закончится, молодые влюбленные пары наконец-то начнут встречаться и планировать свое будущее. Это коммуникативные тренинги в образовательно-развлекательном формате, такое умное и респектабельное путешествие. Там предусмотрены, например, и скалолазание, и внедорожный квест с ориентированием по карте, и танцевальные упражнения, и фехтование на мечах и велосипедная экскурсия и даже хаски-треккинг.
Пары учатся чувствовать границы друг друга, участвуя в различных активностях, в которых необходимо страховать и поддерживать, доверять или, наоборот, вести партнера. Тренинг составлен таким образом, чтобы спортивные упражнения чередовались с интеллектуальными. Есть варианты как двухдневных тренингов, с размещением в подмосковном парк-отеле «Актер» в Старой Рузе, так и однодневных – на базе нашего Голицынского кампуса Уникам. Мы не претендуем на глубокий анализ совместимости, сакральность брака для нас является приоритетом, но привлечь внимание к важности уважительных коммуникаций – наша посильная задача.
– Этот тренинг предназначен только для тех, кто еще собирается вступить в брак, или будет полезен и молодым семейным парам?
– Мы называем тренинг «предсвадебным» условно. Понятно, что сам институт брака сейчас находится в состоянии турбулентности, поэтому мы говорим более широко о «коммуникации в партнерстве». У нас на тренингах речь больше идет об уважительном общении. На мой взгляд, понятие «любовь» сильно перегрето, в то время как «уважение» в супружеских ожиданиях ценность относительная. Заметьте, все говорят о любви, но никто не представляет, что супруг должен быть, прежде всего, дружественным. Поэтому главный наш посыл заключен в цели брака, о которой все забывают – сделать друга из Другого. Обратите внимание, что во всех языках «другой» синоним «чужому», и только в русском «другой» и «друг» однокоренные.
В обыденном понимании любовных отношений очень много неопределенности и страсти, и в результате качества и глубины у такого общения нет. Можете ли вы сказать, что ваш друг или ваш партнер в браке по-настоящему вам близок?Понять уровень этих отношений, можно только выйдя из зоны комфорта: привычных условий, действий, состояний. Игровой тренинг дает такую возможность. Этим он и отличается от традиционной задушевной застольной беседы с сакраментальным «ты меня понимаешь?». Важно не забывать, что коммуникации – безусловная ценность. В каком-то смысле, это и есть уважение. Мы уверены, что если для партнеров навык уважительного общения является априорным, то даже развод может быть менее травматичным.
– Вы тренинги и для разводящихся супругов предусмотрели?
– Не хотелось бы. Институт семьи для нас незыблем. Лично я уверена, что полная и полноценная семья – аристократическая ценность. И вполне вероятно, что скоро такой формат не каждый сможет себе позволить. Поэтому наша потенциальная аудитория – такие же фанаты семейных ценностей, как и мы. Как я уже сказала выше, одним из направлений у нас являются семейные коммуникативные тренинги. Такой однодневный праздник «Папа, мама, я – дружная семья». В наше время в семье остается все меньше возможностей побыть вместе, глубже узнавать друг друга, в определенный момент между родителями и подростком резко увеличивается разрыв, нарастает недопонимание и отдаление.
Наши тренинги позволяют родителям и детям по-новому посмотреть на свою семью, узнать друг о друге то, что в своей домашней среде узнать было бы не возможно, пообщаться, провести время вместе и разделить впечатления. Мы не «сдруживаем» насильно, у нас довольно непринужденные и ненавязчивые задания: интеллектуальные, культурные, спортивные, туристические и даже гастрономические. Есть такие, в которых старшие и младшие меняются ролями – детям приходится обучать своих родителей выполнять задания современными способами при помощи гаджетов. К слову сказать, режим самоизоляции для семьи тоже испытание, своеобразный семейный тренинг.
– Инна, в заключение нашего разговора, скажите, в чем уникальность ваших тренингов в сравнении с другими подобными методиками?
– В России рынок тренингов разделен на два условных формата. Первый – кабинетный: беседы с психологом или коучем. Второй – телесно-ориентированный: инструкторы проводят тренировки, дыхательные упражнения, медитации. Мы же выбрали комбинированный спортивно-психологический вариант. В наших тренингах соединяются и первый, и второй формат: ты не просто слушаешь лекцию или отвечаешь психологу на вопросы, а проживаешь проблему через тело, взаимодействуешь с людьми и предметами, оказываешься в нестандартных ситуациях, ищешь решение практических задач, погружаешься в другую среду, отличную от привычного алгоритма действий. Такое более полное погружение вынуждает тебя самому делать выводы. Ты не просто получил знание извне, а сам, буквально своей кожей, ощутил, как это работает. Это гораздо более эффективная технология, когда инсайд происходит не просто от информации, а через проживание.
Ну и главное наше отличие – совмещение полезного с приятным, умный отдых. Большинство программ мы проводим на природе, преимущественно в внедорожных условиях, в лесу и на большой воде, при этом, обеспечивая респектабельность размещения в подмосковном парк-отеле «Актер». Конечно же, на случай хронической непогоды у нас предусмотрена своя спортивная база Уникам. В общем, если хотите узнать – взаимодействуйте! Конечно, только после снятия режима самоизоляции. Сейчас наша социальная солидарность проявляется в дисциплинированном поведении и в сочувствии больным, врачам и всем тем, кто помогает нам пережить трудное время.