Марина Игнатова: «Наш принцип – спектакли для человека и о человеке»

Герои Подмосковья
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОВЧЕГ / ВКонтакте

Фото: [ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОВЧЕГ / ВКонтакте]

20 июня 2021 года в Сергиевом Посаде завершился седьмой международный театральный фестиваль «У Троицы». Организатором события является «Театральный ковчег» – первый профессиональный театр Сергиева Посада, открытый в 2004 году. Директор камерного театра и автор международного фестиваля «У Троицы» Марина Александровна Игнатова рассказала порталу «Подмосковье сегодня» об истории и концепции «Театрального ковчега», главной идее прошедшего фестиваля и других творческих начинаниях, сделавших Сергиев Посад известным в профессиональной театральной среде России.

– Марина Александровна, с чего начинался «Театральный ковчег» в Сергиевом Посаде?

– В 2000 году в Сергиев Посад переехал заслуженный артист Российской Федерации Станислав Георгиевич Коренев. Многим он известен, прежде всего, как киноактер. Станислав Георгиевич был человеком большой души и неутомимой энергии. Он сразу же стал анализировать театральное пространство Сергиева Посада и с удивлением обнаружил, что в городе нет ни одного профессионального театра. Более того, за всю историю существования города, отсчет которой мы ведем от основания Троице-Сергиевой лавры, здесь никогда не было настоящего театра.

Станислав Георгиевич загорелся идеей создать первый в городе профессиональный театр и стал обивать пороги местных властей, Министерства культуры. В 2004 году настойчивые просьбы были услышаны, и нам выделили полуподвальное помещение в жилом доме. С этого момента началась история нашего «Театрального ковчега».

– Станислав Георгиевич Коренев стал первым руководителем театра?

– Да, он основатель и первый руководитель. Станислав Георгиевич смог создать театр на ровном месте в совершенно нетеатральном городе. Проблемой было не только неприспособленное помещение, встали и другие серьезные вопросы: где взять профессиональных актеров, художников, осветителей? Станиславу Георгиевичу нужно было набрать команду, лицо будущего театра.

С самого начала нашей целью был именно профессиональный театр, а не кружок по интересам, клуб или народный театр. Станиславу Георгиевичу нужно было искать профессиональных актеров, формировать труппу, репертуар и, в то же время, добиваться средств на ремонт непригодного помещения, покупать оборудование. Он заключил договор с Ярославским государственным театральным институтом, чтобы обучать местную молодежь на базе нашего театра. Они сдавали экзамены в Ярославле или, наоборот, экзаменационная комиссия приезжала к нам. Первый целевой выпуск дал нам десять молодых актеров.

Станислав Георгиевич ушел из жизни в 2006 году, а дальше уже я заключала контракты с Ярославским ВУЗом, чтобы учить студийцев актерскому мастерству. Так постепенно формировалась труппа, и сейчас у нас играют 22 актера, каждый из которых имеет высшее профессиональное образование.

– С самого начала для театра было выбрано классическое направление?

– Да. В первой нашей постановке «Скоморох Памфалон» Н.С. Лескова мы говорили о Боге и душе через призму театра. В принципе классическим театр остался и сегодня. Однако наши актеры, которые были студентами 17 лет назад, уже стали творчески зрелыми людьми, многие из них учатся на режиссеров. Они подсказывают направление репертуара, придумывают что-то новое, делают свои открытия. Например, они любят современную американскую драматургию. Я бы сказала, что мы традиционный театр, который развивается и открыт новому. Мы стараемся нащупать то, что интересно нам и зрителям.

Одна из особенностей нашего театра заключается в том, что спектакли ставит не только один режиссер, художественный руководитель. Мы сотрудничаем с коллегами, в том числе из регионов и даже других стран постсоветского пространства, с кем я общаюсь как директор, театровед и менеджер. Мы ставим разные спектакли, но в репертуарной политике неизменно следуем принципу высокой художественности, целостности и человечности произведения. Наши спектакли, прежде всего, для человека и о человеке.

– Какой спектакль «Театрального ковчега» наиболее популярен у зрителей?

– У нас практически все спектакли популярны, ведь зрительская любовь субъективна. Последнее время мне безумно нравится спектакль «Мне скучно, бес…», который, кстати, был и в конкурсной программе седьмого международного театрального фестиваля «У Троицы». В нем применен нестандартный подход к маленьким трагедиям Пушкина. Это современный, пластический, музыкальный спектакль, в котором, хотя ни одного слова из классического произведения не изменено, мы видим на сцене современность в исполнении наших актеров. За 17 лет в «Театральном ковчеге» было поставлено более 60 спектаклей, трудно сейчас выделить какой-то один.

– Вы возглавили театр в 2006 году?

– Да, я стала директором театра 1 января 2006 года. Через несколько месяцев после этого ушел из жизни Станислав Георгиевич Коренев. Я экономист, менеджер, театровед – у меня четыре высших образования. Стараюсь постоянно развиваться не только с точки зрения административного руководства, но и в творческом плане. Пространство камерного театра во многом нас ограничивает, поэтому со временем мы придумали международный театральный фестиваль «У Троицы». Также нами был создан фестиваль уличных театров «Вне формата «У Троицы», который мы проводили уже три раза в Сергиевом Посаде.

– Расскажите подробнее о фестивале «Вне формата «У Троицы»

– На фестивале, который длится три дня, мы представляем уличные театры и спектакли. Обычно мы проводили фестиваль в июне, но в этом году он пройдет в августе. К нам приезжают гости, друзья, устраиваются кукольные перформансы. Наш театр «Театральный ковчег» тоже участвует в программе: показываем спектакли, отрывки из драматических произведений. В этом году в августе мы представим пластическо-музыкальную сказку для детей. В программу фестиваля постепенно входят световые шоу. В Сергиевом Посаде есть замечательное место с небольшой сценой «Дорога к храму». Это открытое пространство в центре города с видом на Троице-Сергиеву лавру прекрасно подходит для нашего мероприятия.

Участниками фестиваля в разные годы были коллективы из Донецка, Архангельска, Липецка… В этом году планируется выступление театра ростовых кукол «Дети Мельпомены» из Балашихи, коллективов из Москвы, Дмитрова, Санкт-Петербурга, Липецка, местных кукольников «Волшебная шляпа». Конечно, будут и наши работы, и постановки.

– Основной ваш проект – фестиваль «У Троицы» появился в 2014 году. Он был приурочен к 700-летию Сергия Радонежского?

– Мысль о международном театральном фестивале в Сергиевом Посаде возникла раньше, но я, как автор этой идеи, поняла, что если в 2014 году мне не удастся убедить власти поддержать проведение «У Троицы», то, скорее всего, больше удобного случая не представится. А в 2014 году был запрос на то, чтобы в городе происходили яркие и запоминающиеся мероприятия.

– В чем главная идея фестиваля «У Троицы», который завершился 20 июня?

– Главная идея постепенно трансформируется, видоизменяется, потому что это проект, рожденный нашей творческой фантазией. Есть город Сергиев Посад, который, в первую очередь, все знают как духовную столицу России, как монастырь. Сергиев Посад и Троице-Сергиева лавра действительно прекрасны, но мы предположили, что город может привлекать туристов и жителей Подмосковья чем-то еще. Мы назвали фестиваль «У Троицы» не только из-за места (у Троицкого монастыря) или из-за времени православного праздника. Мы представляли его как площадку, где могли собраться театры из разных городов нашей страны и зарубежья, чтобы рассказывать об истории России разных эпох.

В первые годы у нас было много спектаклей, рассказывавших о глубокой истории, начиная от Древней Руси, заканчивая Иоанном Грозным и царем Федором Иоанновичем. Потом мы постепенно пришли к мысли, что история – это не только древность, но и то, что было вчера. Например, времена Шукшина и проблемы, о которых он рассказывал, это тоже история. Таким образом, мы немного расширили орбиту фестиваля.

На последнем седьмом фестивале Московский драматический театр им. Армена Джигарханяна рассказывал потрясающую и, в то же время, простую историю подвига врачей, которые после распределения попадают в глубинку и начинают жить и работать в совершенно непривычном пространстве. Это тоже история, но она сейчас актуальна, ведь мы знаем, в каком напряжении наши медики работали и работают последние полтора года.

Таким образом, афиша «У Троицы» постепенно расширяется. Главный наш принцип и слоган – фестиваль должен быть для людей, про людей, а спектакли понятные людям. Мы не приветствуем спектакль, как способ режиссерской самореализации, где зрителю нужно будет расшифровывать сложные режиссерские метафоры, загадки. Мы выбираем спектакли, которые понятны.

– Как много приходит заявок на фестиваль?

– В этом году мы получили 78 заявок, из которых отобрали 17. До пандемии количество заявок было стабильным от 60 до 80. Я считаю, что это очень большой показатель для подмосковного города. Все-таки у нас не «Сезоны Станиславского».

Профессиональное жюри смотрит и оценивает каждый спектакль, после чего происходит обсуждение и разбор. По желанию участника, если по какой-то причине он не хочет слышать мнение жюри, он может приехать только на торжественную церемонию закрытия и получить (или не получить) свою награду. По итогам фестиваля определяются победители в 8 номинациях: лучшая режиссура, лучший спектакль, лучшая женская и мужская роль, работа художника и т.д. Победители получают красивые призы, символизирующие наш город и международный театральный фестиваль «У Троицы».

– Какова география международного фестиваля?

– В этом году, в связи со сложностями въезда в Россию на фоне пандемии у нас планировался только один иностранный участник – театр «КЕФ» из города Мальме, Швеция. При этом международные заявки в этом году были также из Румынии, Венгрии, Израиля.

– Участвовать могут необязательно русскоязычные театры?

– Да, за 6 лет нередко проходили постановки с сурдопереводом, на венгерском языке, иврите. Наши зрители, например, были потрясены «Матросской тишиной» на иврите. Понимать речь актеров помогает бегущая строка и краткая аннотация к спектаклю. Зрителям интересно увидеть другой театр, совершенно иные подходы к режиссуре. При этом, конечно, мы не можем поставить в афишу все иностранные заявки. Мы хотим показать нашим подмосковным зрителям, прежде всего, все лучшее, что есть в России. Не всякий житель Подмосковья имеет возможность увидеть спектакли театров Сибири, Челябинска или Перми. А мы как театроведы совместно с арт-директором Светланой Трофимовой много ездим в регионы, смотрим спектакли в разных городах и выбираем лучшее.

– Какие подмосковные театры участвовали в седьмом фестивале «У Троицы»?

– Нам очень нравится сотрудничать с Московским Губернским театром, это наши большие друзья и, несмотря на сложный гастрольный график, они всегда приезжают в Сергиев Посад. В этом году они открывали фестиваль 13 июня. Второй раз в фестивале «У Троицы» участвовал Московский областной театр юного зрителя с постановкой «Пять вечеров» Александра Володина с Нонной Гришаевой в главной роли. Московский областной театр кукол показал спектакль «Мойры Петроградского района» – номинанта трех премий «Золотая маска». Приезжал Мелиховский театр «Чеховская студия».

При этом многим подмосковным театрам мы в этом году и отказали. Все 78 заявок невозможно вставить в афишу фестиваля несмотря на то, что в некоторые дни мы показываем по три спектакля в день. Мы не можем взять всех, поэтому выбираем лучших, голосуем экспертным советом и сохраняем только то, что может произвести яркое впечатление на зрителя.

– Вы провели уже семь фестивалей «У Троицы». Какой, на ваш взгляд, был наиболее удачным?

– Я считаю, что из года в год мы все качественнее отбираем участников, а уровень присылаемых заявок повышается. Делаем выводы из ошибок при выборе партнеров, зарубежных участников. Неудачным не могу назвать ни один наш фестиваль. Когда мы только начинали воплощать альтруистическую идею фестиваля «У Троицы», мы пробовали и искали. Каждый раз мы пытаемся двигаться вперед.

Я назвала идею альтруистической, потому что за проведение фестиваля «У Троицы» у членов оргкомитета не появляются больше наград, званий, не становится больше зарплата. Нами движет желание, чтобы город узнавали в театральной среде. Главное достижение для меня в том, что в профессиональном театральном сообществе России уже все знают Сергиев Посад как город, где проводится международный театральный фестиваль «У Троицы». Для небольшого подмосковного города это дорогого стоит.