Наталья Иванова: «Открываем красоту мира цветов и насекомых»
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня, личный архив Натальи Ивановой]
Наталья Иванова – руководитель творческой лаборатории «Микрофото» в микрорайоне Железнодорожный города Балашихи. Проект был создан в 2017 году совместно с фотографом микрообъектов Михаилом Грибковым. Наталья проводит познавательные мастер-классы и курсы с погружением в микромир, организует научно-спортивный летний лагерь и детские праздники с микроскопами. В творческой лаборатории дети в увлекательной форме на практике изучают законы физики и методы микроскопии с яркими экзотическими объектами: бабочками, пауками, перьями, пыльцой и семенами растений и многими другими.
– Наталья, ваша профессия как-то связана с микроскопами?
– Да, по первому образованию я врач-судмедэксперт. В судебной экспертизе я изучала под микроскопом ткани погибших от разных причин: отравление наркотиками, переохлаждение, травмы, автомобильные аварии. Меня всегда привлекало что-то необычное, и в медицине тоже.
Однако реальная практика в государственном учреждении показала, что эта работа все-таки не для меня. Я человек творческий, больше всего на свете люблю свободу и гибкий график, поэтому однообразная работа в режиме пять на два в течение семи лет была для меня равносильна подвигу. Работы было очень много, и я нередко проводила за микроскопом по десять-двенадцать часов в день. Сначала думала, что это временный форс-мажор, но потом осознала, что так, в ударном режиме, вся моя жизнь и пройдет.
Я получила второе образование – «Учитель биологии». Потом познакомилась с Михаилом Грибковым, который занимается фотографией с 1986 года, а микрофотографией с 2009 года. На тот момент он уже был признанным профессионалом высокого уровня.
Михаил по образованию инженер-физик, конструктор. Он изобрел собственные фотоустановки для качественной съемки микрообъектов. Михаил применяет технологию стекинга. Каждое фото делается несколько часов: долго и методично производится кадр за кадром при разной высоте расположения объекта и разной фокусировке. Потом при помощи компьютерной программы все резкие места в итоге сводятся в одну картинку.
Когда я первый раз увидела фотографии Михаила, появилась идея создать совместный проект. Идея была моя, но Михаил настолько ее поддержал, что первым ушел со своей работы. Я тоже ушла из судебной медицины через полгода. Изначально в 2017 году мы запускали следующие направления: продажа микроскопов, изготовление фотоустановок, фото в рамках на продажу, мастер-классы, фотовыставки, кружки. Было восемь направлений, но в итоге мы сконцентрировались на трех.
Осенью начался учебный год, и «рванули» наши мастер-классы – разовые экскурсии. По сути, мы до сих пор являемся бюро выездных экскурсий. Этот продукт, который мы сделали пять лет назад, до сих пор пользуется большим успехом. Мы ездим с программами по разным городам Московской области, по Москве, а за пределами региона побывали в Твери и Таганроге.
Мы разделили полномочия в проекте так: я выступаю как директор, маркетолог, администратор и один из педагогов, а Михаил занимается фотографией, представлением компании в профессиональных кругах, конструирует фотоустановки и продает микроскопы. Он делает фотографии по своей технологии каждый день, продолжает создавать шедевры, которых у него сейчас огромное количество. Каждое (!) фото создается от одного до нескольких часов. Также он изобретает нестандартные методы фотосъемки, например, необычный способ съемки включений в янтаре, эксперименты с ультрафиолетом и фазовым контрастом и т.д.
– Какие еще направления есть в вашем проекте?
– Во-первых, это детская школа, которая включает в себя выездные экскурсии, регулярные кружки и международную онлайн-школу. В реалиях пандемии мы полностью уходили в онлайн, и частично работаем так до сих пор. Другие два направления – это фото на заказ и продажа микроскопов и фотоустановок.
У нас есть и познавательные мастер-классы, и детский праздник более развлекательного формата. Программа праздника предполагает выращивание микрокристаллов на основе аскорбиновой и лимонной кислоты, которые мы потом рассматриваем под микроскопом. Дальше идет яркий мастер-класс со смешиванием разных объектов, из которых ребята сами делают красивые композиции, а потом фотографируют их.
Выездные занятия мы проводим в детских центрах, государственных, частных и семейных школах. Дружественных площадок у нас достаточно много, кто-то заказывает экскурсию раз в месяц, кто-то два раза, кто-то реже. Едем туда, куда позовут, начиная от занятий в детских клубах и заканчивая крупными мероприятиями вроде курсов в «Технограде» на ВДНХ в Москве.
С 2018 года мы участвуем и в крупных проектах. Мы были субподрядчиками Московского зоопарка на Московском культурном форуме в Манеже. Самый крупный проект представили в «Технограде». Вместе с партнерами «Биомед Сервис» мы делали большую лабораторию с профессиональными микроскопами. Это был двухнедельный обучающий проект, где студенты первого курса колледжа изучали все виды микроскопии: поляризационную, люминесцентную, фазово-контрастную, а также работали за стереомикроскопами и мощным электронным микроскопом. Также мы долго сотрудничали с детским проектом «Мастерславль – город профессий».
На данный момент у нас есть три франчайзи: с 2018 года в Лобне и Москве, и еще одного человека обучаем в настоящее время в Королеве. 18 июля мы будем отмечать пять лет нашему проекту.
– Какие предметы являются объектами микросъемки и мастер-классов с микроскопами?
– Основными объектами являются насекомые, цветы, жители морского аквариума, песок, шлифы минералов, покровы различных животных. Очень интересно наблюдать в микроскоп, как устроены насекомые. Например, у мух, шмелей, бабочек, стрекоз и других летающих насекомых сложные фасеточные глаза, структуру которых мы можем увидеть при увеличении в сорок и более раз.
Под микроскопом мы видим у всех насекомых усики сложного строения и многочисленные волоски на теле. Такие органы для насекомых очень важны, потому что они дают восприятие запахов и других сигналов из окружающей среды. Мухе надо уметь анализировать, нет ли дождя, какая температура воздуха и уровень влажности.
Комар-звонец, например, имеет пушистые усики – перистые антенны. Они нужны, чтобы слышать звук другого комара, который машет крыльями со скоростью шестьсот взмахов в секунду. Чтобы такие чудеса услышать, нужны специальные сенсоры. Эти комары образуют целые звенящие облака, которые иногда опускаются низко над землей.
Интересный объект – хелицеры паука. Это прокалывающий элемент, который паук вонзает в свою жертву. Через отверстие он выделяет яд, которым убивает насекомое. Кроме яда, паук выделяет специальный секрет, предназначенный для пищеварения. У паука особое внекишечное пищеварение. Он как бы «готовит» себе еду, при этом еда находится снаружи в паутине.
Наше коронное фото паука-скакуна с прекрасными глазами пользовалось популярностью на фестивале «Первозданная Россия». У паука получился удивленный взгляд, но его «зрачки» – это, на самом деле, отражение объектива микроскопа.
У нас есть отдельное занятие, которое называется «Нашествие синантропных животных». Мы рассказываем на нем про муравьев, мучных хрущей, кожеедов, пылевых клещей, моль. Все они живут в наших домах и квартирах. Тельце жука-кожееда необычно – оно покрыто маленькими чешуйками, как у бабочки. Жук называется так, потому что питается отмершими частичками кожи человека или изделиями из кожи животных. Чешуйки на теле жука – это редкое явление, а у бабочек тело и крылья почти на всей площади покрыты ими. Интересно посмотреть на крылья бабочки Парусника Палинур или Урании мадагаскарской (одной из самых красивых в мире).
Мы также очень любим снимать под микроскопом цветы: кипрей, декабриста, гибискус, мальву, одуванчик. Без микроскопа не узнаешь, что в цветке есть такая удивительная золотая или серебристая россыпь пыльцы.
Под микроскопом видно много-много маленьких «зернышек», из которых состоят лепестки цветов – это клетки. У пестрой хризантемы или гвоздики удивительно красивые «зернышки», каждая клетка своего цвета. Все насекомоопыляемые растения имеют яркий вид, красивые лепестки, ароматные запахи, вкусный нектар и пыльцу, чтобы привлечь насекомых. Через насекомых происходит перенос пыльцы, обмен генетическим материалом.
Еще один интересный объект для микроскопии – это морской аквариум. Некоторое время назад стало модно заводить у себя дома «маленькое море». Это не обычный аквариум, а аквариум с соленой водой, где живут, как правило, не рыбы, а морские черви и разные кораллы, например, ксения и плерогира.
Наш новогодний хит – программа «Микроснежинки». Мы показываем, как они выглядят под микроскопом. Снежинка формируется вокруг маленькой пылинки на высоте около пяти тысяч метров. От ее центра начинает расти середина, от которой отходят лучи. А на лучах начинают расти другие ответвления правильной формы.
– Как происходит фотосъемка с микроскопом и какое увеличение оптимально для вас?
– Фотоаппарат устанавливается на микроскоп, объект кладется на стекло. Если в качестве объекта берется насекомое, то оно либо не живое, либо охлажденное. Михаил специально помещает насекомое перед съемкой в холодильник, и оно на время замирает.
Нас часто просят показать бактерий, и при выборе домашнего микроскопа упоминают об этих существах. Они, конечно, интересные, но слишком маленькие, и очень сильно уступают по красоте миру цветов и насекомых. Мы рекомендуем детям собирать для изучения под микроскопом следующие объекты: пыльцу цветов (а также тычинки, пестики, лепестки), семена и листья растений, насекомых (закончивших свой жизненный цикл), перья птиц (в зоопарках), лишайники и мох, неядовитые грибы, фрагменты шкурок ящериц и змей, чешую рыбы, морской и речной песок, фрагменты разных тканей одежды, небольшие фрагменты бытовых предметов и игровых материалов.
Интересно рассматривать объекты на уровне увеличения от сорока да ста раз, используя преимущественно верхнее освещение. Многие наши объекты в реальности имеют размер с точку и немного больше: от двух до шести миллиметров.
– Где вы берете объекты для микроскопии?
– Я считаю, что наш проект потому и крайне сложно повторить, что никто не будет, как мы, лазить по болотам, целыми коробками собирать насекомых, выращивать бактерии в пробирках на батарее, сушить насекомых в квартире. Вот почему мы не боимся плагиата. Я видела, как много раз люди начинали подобные проекты, но продолжения не было. Все они использовали классическую «школьную» микроскопию, что довольно скучно и не привлекает детей так, как наша методика.
Думаю, что таких больших фанатов своего дела, как мы, больше нет. У меня дома, например, хранятся шестьдесят больших пакетов с грибами, шишками, корой с короедом, насекомыми и так далее. Занятия построены на тысячах авторских профессиональных фотографий с микроскопа – это наша визитная карточка.
Особенно волнительное время для нас – это время сбора материала. Например, скоро наступит день массового выхода майских жуков. В это время мы бросаем все дела и идем по городу собирать насекомых. В природе незримо происходит целая битва за пищу и за жизнь. Люди идут на работу и не подозревают, что творится у них под ногами. Рано утром одновременно выходят из земли тысячи жуков. На них тут же нападают галки и грачи. Птицы съедают жука не полностью, а только брюшко. Остается голова, надкрылья, крылья и ноги – как раз то, что нам нужно в микроскопии.
– Сколько человек в команде проекта?
– У нас в команде только увлеченные своим делом люди. Наталья – фармаколог, провизор. Елена – детский педагог, психолог, специализируется на детях младшего возраста. С нами работает микробиолог, выпускница МГУ Наталья Митрофанова, которая готовит интересные материалы по анализу почвы, а также замечательный исследователь метеоритов Тимур Крячко. Уже не первый десяток лет он организует экспедиции в пустыни Южной Америки, где ищет «гостей из космоса» по всем правилам поиска метеоритов. Мы работаем с Оксаной Чураковой, основателем Музея песка в Королеве. Также различных экспертов приглашаем на разовые лекции.
– Расскажите подробнее про ваш летний лагерь.
– Летний лагерь – это кульминация всей нашей работы, уникальный научно-спортивный проект. Он проходит на базе батутного центра «Попрыгайка» в Железнодорожном. Лагерь предназначен в основном для детей десяти- двенадцати лет.
Одна смена лагеря длится неделю. Каждый день с утра детей ждет двух-трехчасовая биологическая программа: мы идем на экспедицию по округе. В окрестностях Железнодорожного красивая природа: на границе Соболихи и Пуршево есть живописное озеро, плотина и старинный храм. Каждый день у нас определенная задача: ищем гриб-бокальчик в лесу, исследуем флору водоема, собираем водных и сухопутных улиток или семена и пыльцу, изучаем взаимоотношения насекомых.
После прогулки в помещении на втором этаже батутного центра у нас проходят занятия с микроскопами. Мы смотрим образцы и обсуждаем находки. Потом ребята выполняют творческое задание либо участвуют в викторине. У детей есть время для отдыха и еды.
Завершает день тренировка на батутах. В клубе работает талантливый тренер Михаил Макаров, который очень любит свое дело, выполняет на батуте невероятные трюки и сложнейшие комбинации. Детям так нравятся тренировки с ним, и они ждут этой части программы! Занятия очень заряжают энергией! Я тоже серьезно занимаюсь батутным фристайлом и имею ступень инструктора. Мы обучаем детей базовым элементам этого яркого и необычного вида спорта, каждый может осваивать их по мере своего желания и способностей, у нас индивидуальный подход.
В нынешнем году мы планируем расширить лагерь на два месяца. Сейчас идет набор в наш лагерь, работа которого стартует в июне. Я с нетерпением жду этого времени. Мне предлагали как-то назвать наш лагерь, и самый лучший, на мой взгляд, вариант – «Счастье».