Наталья Соснина: «Читания» прививает навык чтения гармонично и легко»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
Семья из Красногорска разработала приложение, которое помогает детям легче научиться читать и полюбить книги. У Натальи и Михаила Сосниных пятеро детей, и онисоздали обучающую игру, основываясь на своем богатом родительском опыте. Младшие члены семьи тоже участвовали в разработке приложения: дети писали музыку, придумывали сюжет, рисовали эскизы экранов и озвучивали персонажей. В 2018 году «Читания» победила во всероссийском конкурсе «Позитивный контент» в номинации лучшее мобильное приложение.
– Наталья, расскажите, как появилось обучающее приложение «Читания»?
– В 2018 году мы выложили приложение в AppStore, но до этого мы примерно три года вели его разработку. Мы не сразу поняли, что из нашей задумки получится что-то стоящее. Изначально мы делали «Читанию» для своих детей, но со временем стали давать друзьям, и поняли, что она помогает им тоже. Это вдохновило нас дальше развивать приложение, и постепенно оно переросло в многоуровневую увлекательную игру. «Читания» вышла большой по сравнению с другими обучающими играми, которые предлагаются в магазине приложений. По сути, это целый квест, состоящий из пяти локаций. В каждой локации больше десяти экранов, наполненных множеством игр и заданий. «Читания» устроена так, что на входе ребенок не читает, а на выходе – умеет читать.
– Расскажите подробнее о сюжете и локациях «Читании»
– Всего в игре пять локаций: «Город букв», «Город художников», «Город складов», «Долина слов» и «Вершина чтения». В «Городе букв» живут в своих домиках буквы нашего алфавита. Ребенок заходит в домики, выполняет игровые задания на внимательность и запоминание букв. Чем лучше изучена буква, тем больше надувается воздушный шарик над ее домиком. Следующая локация «Город художников». Его обитателям нужна помощь героев игры: весь город лежит во мраке, потому что его заколдовал злой волшебник. Ребятам нужно написать пальцем на экране печатные и прописные буквы, чтобы город ожил и мрак рассеялся.
О третьей локации «Город складов» следует рассказать отдельно. В нашем советском прошлом педагоги обучали детей чтению по слогам. Однако до революции существовал и другой способ – чтение по складам. Слог – это достаточно трудное понятие, некая вещь в себе, ведь в нем может быть в разных случаях от двух до семи букв. У филологов есть известный пример слова «всплеск», состоящего из одного слога, хотя в нем семь букв. Склад, напротив, очень простая структурная единица слова, в которой всегда либо одна, либо две буквы. В отличие от слогов, склады статичны, и ребенок хорошо воспринимает их визуально. В том же примере слова «всплеск» складов будет шесть: в-с-п-ле-с-к. Именно способ обучения чтению по складам было легче перенести в цифровую среду. К слову, Лев Толстой любил складовое чтение, и практиковал его в своих крестьянских школах. После революции все было вытеснено слоговой системой, а уже в 1980-е и 1990-е годы складовую методику адаптировал известный педагог Николай Александрович Зайцев, поэтому она стала называться «методикой Зайцева».
Но вернемся к нашей игре. После «Города складов» ребенок проходит к двум заключительным локациям. В «Долине слов» он тренируется читать и составлять слова, которые распределены по темам: растения, животные, сказочные персонажи и т.д. Последняя локация – «Вершина чтения». Здесь ребенок читает не просто слова, а уже короткие тексты, отгадывает загадки. Отмечу, что в предыдущие локации ребенок постоянно возвращается по мере продвижения дальше. Получается не строго последовательное, а параллельно-последовательное прохождение игры.
– Главные герои игры – это мальчик и девочка, путешествующие по сказочной стране?
– Да, мальчик Саша и девочка Аня прилетают на воздушном шаре в волшебную страну Читанию. К несчастью, их воздушный шар уносится ветром на вершину горы и зацепляется за сосну. Чтобы вернуть воздушный шар, героям приходится пройти, следуя карте, через всю страну Читанию. Только так они смогут добраться до своей цели – Вершины чтения. Во время своего путешествия герои выясняют, что у этой страны есть проблема: злой волшебник не хочет, чтобы дети читали, и всячески препятствует этому. Также они узнают, что здесь живет и добрый мудрец Буквоежка, который, напротив, помогает детям, учит не бояться злого волшебника.
Часто в обучающих играх детям предлагают какую-то награду за выполненное задание: медаль, приз, очки. Мы намеренно избегали этого подхода, чтобы единственной мотивацией для ребенка была помощь героям в продвижении к цели. Не очень хорошо, когда ребенок учится только ради награды. Нам хотелось подчеркнуть ценность знаний самих по себе: если ты умеешь читать, то ты гораздо сильнее любых волшебников. Важно донести до ребенка, что, обладая знаниями, можно преодолеть любые препятствия. В финале игры мудрый Буквоежка говорит героям верные слова: «Ребята, вы научились читать не по волшебству. Вы научились читать, потому что трудились. Вы занимались, не унывали, не отступали, и вот – вы на Вершине! Теперь вы можете читать книги. Читайте книги, и никакие злые волшебники будут вам не страшны!»
В современном мире, к сожалению, ценность чтения утрачена. Многие молодые родители хотят, чтобы дети развивались в области программирования, математических и физических знаний, а навык чтения отходит на второй план. Я же уверена, что чтение – это базовый навык, который надо прививать в первую очередь. Приложение «Читания» – это попытка привить этот навык гармонично и легко, ведь родители на дошкольном этапе зачастую перегибают палку, начинают гнаться за быстрыми результатами, и, тем самым, отбивают у детей охоту читать.
После нашего приложения ребенок не просто умеет читать, а любит чтение. Мы можем судить об этом по нашим детям. У нас их пятеро: трое старших, которых я сама учила читать, брали книги неохотно, их приходилось заставлять. А вот двое младших, которые тестировали «Читанию», учились читать уже по нашему приложению, гораздо больше полюбили книги. Младшие не испытали давления с моей стороны во время обучения, и это, как мне кажется, стало важным фактором.
– В каком возрасте детям интереснее будет играть в ваше приложение?
– Игра позиционируется для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Это довольно большой диапазон, но по нашим наблюдениям трехлеткам, конечно, сложно, а семилетние, напротив, слишком быстро проходят игру. Многое зависит от способностей ребенка, но в целом я бы сказала, что оптимальный возраст – это четыре-пять лет. Такому ребенку потребуется в среднем два-три месяца для прохождения «Читании».
По мере того, как ребенок продвигается, открываются новые возможности в сюжете. В приложении заложен алгоритм, который сам определяет уровень ребенка в соответствии с тем, насколько хорошо он играет. Сначала ребенку предлагаются простые игры, и, в зависимости от того, как быстро он прошел их и сколько ошибок сделал, алгоритм предлагает более сложный уровень либо задерживает на простых заданиях. Мы долго думали, как вести ребенка в приложении, и, в то же время, давать ему инициативу. Нашли следующее решение: в какой-то момент ребенку предлагается самому выбрать следующий уровень, чтобы быстрее приобрести навык, который поможет в борьбе со злым волшебником. То есть мы предлагаем не пассивное, а активное продвижение в игре.
Так как у нас много детей, мы заложили в приложение многопользовательский режим. Если в семье несколько ребят, то они играют не одновременно, а параллельно: у каждого ребенка есть свой аккаунт, чтобы каждый проходил игру в своем темпе. Крайне важно не давать старшим братьям и сестрам играть за младшего ребенка. Если старший брат начнет играть за четырехлетку, то алгоритм начнет неверно оценивать уровень пользователя. Младший может из-за этого потерять интерес к игре, которая станет слишком сложной для него.
– Когда вы разрабатывали приложение, у вас уже были навыки в создании такого рода продукта?
– Не было, в этом все и дело. Наверное, поэтому приложение получилось столь самобытным: оно однозначно не похоже на те, что предлагаются в магазинах приложений. У нас, как я говорила, многодетная семья, и потребность обучить чтению с помощью приложения возникла с четвертого ребенка. В тот момент я осознала, что в четвертый раз делать одно и то же мне не хочется. Я стала искать для обучения какое-нибудь игровое приложение. Меня удивило, что при всем многообразии, а это был 2016 год, мы не смогли найти ничего, чтобы нам понравилось, как родителям. Все казалось каким-то примитивным. Кроме того, не было такого приложения, которое бы вело ребенка от начала и до конца без моего непосредственного участия. Поэтому мы загорелись идеей самим создать такое приложение. Муж не был разработчиком, но в тот момент решил, что ему интересно приобрести такой опыт. В итоге наше приложение стало выгодно выделяться по сравнению с подобными обучающими играми, ведь у нас ребенок учится читать незаметно, через игру.
– Кем были созданы образы героев и художественное оформление?
– Изначально отрисовывали экраны и придумывали персонажей наши дети. В этом нам больше всего помог девятилетний Илюша: он фактически придумал сюжет. Конечно, когда мы поняли, что приложение может быть интересно кому-то, кроме нас, мы начали искать профессионального художника. Поиск затянулся, потому что никто не хотел взять на себя ответственность за цветовое решение, за художественное оформление в целом. Наконец, мы нашли замечательную уральскую художницу Ксению Смирнову, которая творчески и нешаблонно подошла к идее, пропустила ее через себя. Ксения сумела передать очарование детских рисунков, сделанных Илюшей. При этом она много внимания уделила интересным деталям, которые так любят разглядывать дети. Ксения рисовала иллюстрации акварельными красками на листах формата А3, а потом мы сканировали их, переносили в цифру. Уверена, что успех приложения во многом зависит от визуальной составляющей.
Музыку мы писали собственными силами. Наш старший сын (ему было 15 лет) на момент, когда начали разработку приложения, увлекался рэпом и писал музыку в этом стиле. Мы предложили ему попробовать себя в качестве композитора. Несколько его мелодий вошли в игру, а другую часть написал мой муж. Для каждой локации мы сделали свою музыкальную тему. Вся музыка получилась ненавязчивой, максимально спокойной. В ней нет никаких возбуждающих ноток, которыми грешат современные игры.
В озвучке приложения участвовали также наши дети Таня и Илья (говорят за главных героев Аню и Сашу) и мой муж Михаил. Только для одного из ключевых персонажей Буквоежки мы пригласили профессионального диктора. Я перебрала порядка двадцати человек, но никто не подходил: у всех был стандартный рекламный голос. К счастью, мы нашли замечательного диджея из Белоруссии. Он единственный, кто проявил интерес к тому, как выглядит персонаж, которого мы предлагали озвучить. В итоге именно он прислал чудесный вариант озвучки Буквоежки.
– Приложение доступно только на Айпаде?
– Сейчас «Читания» работает на Айпадах и Айфонах. На Андроиде версии игры пока нет, но мы планируем сделать адаптацию. Своим детям я бы дала игру на большом экране, но не у всех есть Айпады, поэтому мы долго адаптировали «Читанию» для Айфона. Мы уменьшали элементы так, чтобы не было потери качества, чтобы буквы и склады были хорошо видны, и ребенок не напрягал зрение.
– В какой момент вы поняли, что приложение пользуется успехом у родителей?
– Думаю, что об успехе говорить рано, но, тем не менее, мы два года продаем приложение, хотя оно и стоит больших денег по сравнению с другими обучающими играми. К сожалению, люди склонны воспринимать любое приложение, как что-то примитивное и дешевое. Когда я сама искала обучающие приложения для своих детей, была разочарована тем, что большинство из них игровые, развлекательные, и рассчитаны буквально на один вечер. Ребенок зайдет в него, поиграет, и больше не вернется. Мы, напротив, искали способ создать такое приложение, куда бы ребенок возвращался. Так возникла идея вплести в игру сложный сказочный сюжет.
– Есть ли обратная связь с родителями, которые используют «Читанию»? В каких случаях приложение поможет ребенку?
– Мы очень восприимчивы к мнению и отзывам пользователей. Мы рады, что «Читания» помогает научить детей чтению, а вдвойне нас радует, когда с помощью нашей игры родители преодолевают трудности с детьми, у которых были серьезные проблемы с чтением.
Например, нас вдохновил недавний отзыв одной мамы, которая никак не могла научить ребенка чтению и даже начала подозревать у него дисграфию и дислексию – особенности развития, когда малыш не воспринимает символьный язык. Она перепробовала разные методики, но помогла только «Читания».
Другой пример: сообразительный, замечательный ребенок шести лет наотрез отказывался заниматься с мамой. Она шла к нему с азбукой, а он буквально убегал от нее. Я как мама понимаю, что такое у детей бывает, и не всегда понятно, как поступать в такой ситуации. Проблему решила «Читания». Когда родители отстали от ребенка, и дали ему приложение, чтобы он сам играл и занимался, сопротивление прошло.
Взрослым кажется, что читать легко, поэтому иногда мы раздражаемся, когда ребенок не понимает, забывает пройденное. Раздражение провоцирует ребенка отгородиться. Он не может грамотно проанализировать ситуацию, а, скорее всего, скажет, что ему скучно и неинтересно. В этом плане обучение через игру, в котором нет родителя, помогает преодолеть этот барьер. Конечно, «Читания» не вовсе исключает родителя, есть моменты предполагающие взаимодействие со взрослыми, но родительская роль здесь не является ведущей. Инициатива заниматься идет не от родителя, а от самого ребенка, потому что ему интересно пройти сюжет «Читании» и помочь героям.
Обезличенное, цифровое обучение может оказаться в некоторых случаях хорошим решением. Здесь у ребенка нет возможности манипулировать мамой, а ведь дети на самом деле умелые манипуляторы. Цифровое обучение не предполагает такой модели взаимоотношений: алгоритм не обманешь и не разжалобишь.
– Нет ли опасности при цифровом обучении развить у детей привычку к гаджетам? Многие родители, наоборот, хотят максимально отстранить своих детей от любых телефонов и планшетов.
– Мы сами когда-то были большими противниками гаджетов, но вышло так, что в итоге стали разработчиками приложения. Мы поменяли свое отношение к планшетам, и теперь рассматриваем их как возможность сделать обучение ребенка интереснее. Гаджеты могут быть мощным инструментом в помощь родителям. Мы используем цифровые возможности для развития детей, постоянно ищем интересные обучающие приложения. При этом мы против гаджетов, как инструмента для развлечения. И, конечно, не стоит давать смартфоны и планшеты в руки детям до трех лет, когда ребенок еще познает реальный мир, свое тело, учится взаимодействовать с предметами. В этом возрасте все виртуальное – это лишняя нагрузка для нервной системы.
– В заключение интервью расскажите о ваших планах. Будете ли вы разрабатывать другие приложения подобные «Читании»?
– Нашу семейную компанию и сайт мы назвали «Узелки». Есть планы делать и другие приложения, позволяющие детям легче воспринимать обучение, осваивать разные дисциплины и навыки. Мы надеемся в будущем сделать, например, приложение по математике. Также пользователи «Читании» очень ждут от нас аналогичной игры по английскому языку.
Нас часто спрашивают, почему мы выбрали такое название – «Узелки». Наверное, это бабушкины узелки, куда складывают все ценное, хотя для современного поколения бабушкин узелок – это что-то забытое. Для молодых людей узелки ассоциируются больше с нейронными сетями, структурами мозга. Такое толкование мы, впрочем, тоже не отрицаем. Между первым и вторым есть взаимосвязь.