Николай Бородин: «В нашей коллекции фарфора – кропотливый труд мастеров»
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
В историческом центре Коломны в частном доме на улице Лазарева находится небольшой музей «Дом фарфора и керамики». Его создали коломенцы Николай и Наталья Бородины на основе коллекции, которую собирает дочь Анастасия на протяжении пяти лет. В цокольном помещении дома можно увидеть редкие образцы немецкого, бельгийского, французского, голландского, итальянского, английского и португальского фарфора. Кроме мелкой пластики здесь представлены винтажные кружки и старинные фарфоровые куклы из Европы. О музее и его экспонатах порталу «Подмосковье сегодня» рассказал Николай Бородин.
– Николай, как собиралась ваша коллекция?
– Дочь Анастасия живет в Бельгии, и от бабушки ее мужа остались старые фарфоровые фигурки европейского производства. Они стали основой коллекции, а потом дочь стала ездить по «брокантам» – так у них называются блошиные рынки, и участвовать в аукционах, где продают винтаж и антиквариат. Вещи считаются антиквариатом, если им более пятидесяти лет. Она стала искать интересные предметы не только в Бельгии, но и в Голландии, в Германии, ведь там это относительно недалеко. Сначала коллекция просто стояла у нее дома, а потом пришла идея открыть экспозицию у нас в Коломне.
– Какие предметы из коллекции вы бы отметили особо?
– В нашей коллекции есть фарфор знаменитой марки Мейсен – производства, основанного в Саксонии еще в 1710 году. Символом мейсенского фарфора стали две скрещенные шпаги. Такое клеймо ставили снизу на фигурках, причем, в зависимости от периода, шпаги могут быть шире или уже: так специалисты определяют датировку изделия.
Особо ценятся среди коллекционеров фигурки обезьяньего оркестра производства Мейсена. Всего существует двадцать три фарфоровые обезьянки с разными музыкальными инструментами. У нас представлены четыре обезьянки, а пятая – играющая на трубе – уже ждет отправки из Бельгии.
История мейсенского фарфора началась с алхимика Иоганна Беттгера, который искал способ получить золото из обычных металлов. От хозяев дома, где он проводил свои опыты, по городу пошел слух, что Беттгеру якобы удалось получить несколько миллиграммов золота. После этого алхимиком заинтересовалась инквизиция, и Беттгеру пришлось бежать в Саксонию. Местный правитель Август Сильный, заключил его в замке, дав возможность продолжать опыты по добыче золота.
Конечно, у Беттгера ничего не получалось. К счастью, один граф посоветовал Августу Сильному переключиться на поиск секрета состава фарфора, который в то время был известен только китайцам. Поисками подходящей глины занялись в окрестностях города Мейсена. Есть две версии: то ли какой-то крестьянин случайно нашел белую глину, то ли белая глина уже была известна, так как местные парикмахеры добавляли ее в парики. Сам Беттгер умер рано – в 36 лет. Наверное, на здоровье сказалась постоянная работа с печами, раскаленными до 1600 градусов.
В XIX веке появился дрезденский фарфор. Он кружевной: все юбочки и платья у статуэток фарфоровые. Делалось это так: балерина украшалась очень тонкой материей, на которую наносилась глина. Мастерицы вручную отделывали все складочки. Потом фигуру ставили в печь на обжиг в 1600 градусов. Материя сгорала, а фарфор оставался. При этом сама балерина после обжига уменьшается в размере на 18 процентов. Дальше на статуэтку наносили краску, и ставили в печь для второго обжига.
Такой фарфор с двумя обжигами называется «глазурью». Более простая технология с одним обжигом – это «бисквит». Фигурки получаются матовыми и шероховатыми на ощупь. У нас представлен французский, немецкий и итальянский бисквит. Отличительной чертой итальянского фарфора считается деревянная подошва статуэток.
В основном мы показываем коллекционные фигурки, но были и статуэтки большого размера, которые имели практическое назначение – шли как добавка к посуде. Их использовали для украшения при сервировке стола. Такие статуэтки были сделаны в одном стиле с супницами и другой посудой, но, конечно, так накрывали стол только в богатых семьях.
У нас есть изделия разных немецких мануфактур, а также английский, голландский и даже португальский фарфор. Когда люди видят голландский фарфор, многие узнают в нем нашу гжель. На самом деле первыми сине-белую расцветку ввели именно голландцы. Однажды к нам в музей приходила женщина искусствовед, которая, в том числе и меня просветила, что первая гжель была цветной, и только позднее ее стали делать сине-белой под голландцев. В Голландии принято красить в таком сочетании и керамические кружки, и плитки для каминов.
Есть образцы послевоенных производств ГДР, как правило, белый бесцветный фарфор. У нас такой делают на ЛФЗ – Ленинградском (Ломоносовском) фарфоровом заводе. Кстати, в России бисквитные фарфоровые статуэтки делали на предприятии Попова еще с середины XIX века.
Мейсен в Германии и сейчас выпускает те же самые фарфоровые фигуры. Сохранились и прежние технологии, и формы и даже те же краски, что и сто лет назад. С другой стороны, точных копий не бывает. Фигуру балерины, если мы говорим о кружевном фарфоре, еще можно отлить по форме, но платье, изгибы и цветочки повторить невозможно.
– У вас бывали гости из стран, чей фарфор здесь представлен? Что они говорили о вашей коллекции?
– Да, были и немцы, и французы. Года два назад, когда экспонатов было даже поменьше, чем сейчас, побывали французы. Женщина француженка была очень впечатлена большим разнообразием предметов, и удивлялась, что такую коллекцию мы собрали всего за пять лет.
– Кружки и куклы тоже керамические?
– Да, кружки не только сувенирные, в большинстве из них подавалось пиво, вино и другие напитки. Все они также покупались на блошиных рынках в Европе. Здесь представлены винтажные кружки, в основном немецкие. На них изображены сцены из жизни простых людей (охота, игра в настольные игры, застолья) и немецкий фольклор. На некоторых написаны пословицы.
Во время чумы были придуманы кружки, которые закрывались крышкой, чтобы не попадали бактерии. Маленькие кружки – это пробнички, которые давал хозяин заведения, чтобы гость отведал два-три вида напитка. Есть любопытные кружки с четырьмя ручками. Делали кружки с заводным музыкальным механизмом, и со звонком, чтобы вызывать официанта для добавки. На бельгийских кружках написано «Ватерлоо» в память об известной битве. Есть винтажная пивная кружка 1983 года с праздника Октоберфест. Пивные кружки делали большого размера, а винные были поменьше. Их делали с толстыми стенками, чтобы вино подольше держалось холодным.
Также можно посмотреть коллекцию бирдекелей (подставки под пивные кружки). Особенно стоит отметить бирдекель 1960 года торговой марки Стелла Артуа и современный бирдекель из известного пивного паба Делириум. Есть французская посуда, миниатюра гостиной, брошки и тарелочки фирмы Лимож. Как правило, на ней изображены цветы и сцены светской жизни.
– Фарфоровые куклы были игрушками детей богатых родителей?
– Да, такие куклы были в состоятельных семьях, но и там детям играть в них почти не давали. Может быть, только на праздник и под присмотром няни. По этой причине они и сохранились до настоящего времени, ведь фарфоровая кукла очень хрупкая – стукни, и сразу откол. У кукол фарфоровые голова, руки и ноги. Прически иногда делали из настоящего человеческого волоса. Самая старая кукла 1910 года, остальные в основном 1950-1990 годов из Германии, Англии, Франции, Италии.
– Что навело вас на мысль устроить музей в своем доме?
– Изначально у меня была мысль сделать музей голубей. Я с детства увлекался разведением голубей, редкие породы жили здесь же в отдельном помещении. Но потом завелся хорек и стал душить птиц. Пока у меня была жива собака – среднеазиатская овчарка – все было в порядке, а потом пришлось отдать голубей и от идеи отказаться.
Этот дом на улице Лазарева мы купили в 1999 году. Вернее дома здесь как такового не было. До нас здесь начал строить дом батюшка, у которого был приход в Щурове. Батюшка в итоге стройку здесь забросил, ему дали квартиру там же в Щурове. У меня есть родственник – искусствовед, который всю жизнь проработал в Москве, хорошо разбирается в иконах. Он-то и посоветовал мне купить здесь дом.
Это сейчас кремль стал туристическим раскрученным местом, а раньше все было иначе. Люди из исторического центра, наоборот, бежали. Например, в свое время в корпусах женского монастыря селили бродяг, людей с уголовным прошлым и прочих сомнительных граждан, собранных со всего города. Бывали там и те, кто сидел не раз, не два и не три. Жили с подселением, некоторые даже на подоконниках спали. У цыган были большие семьи – по десять человек в одной комнатушке. Так что место имело раньше не самую добрую славу.
Сам я родился в 1957 году неподалеку отсюда тоже в кремле напротив здания, где сейчас расположен краеведческий музей. Сейчас там находится адвокатская контора. Правда, прожил я там недолго: почти сразу после моего рождения мы переехали, а бабушка с дядей и его семьей остались. Тяжело было всем уместиться в одной комнате без перегородок.
Никаких условий и коммуникаций в то время не было: туалет – на улице, еду варили на керосинке. «Погребок» уже и в те годы был, и обитатели окрестных домов ходили покупать туда щи в бидонах. На керосинке сложно приготовить и первое и второе. У Пятницких ворот, где сейчас стоит «Калачная», и сейчас можно увидеть большую канаву. Там раньше стояла емкость – торговали керосином.
Так что, когда уже в хрущевское время семьям стали давать новые квартиры в микрорайоне Колычево, из коломенского кремля люди, наоборот, с большим удовольствием уезжали.
Возвращаясь к коллекции, скажу, что работа художника-керамиста, создающего подобный фарфор, очень тонкая. Фигуры мужчин и женщин играют в шахматы или карты за столиками. Графины, стаканчики, шахматные фигуры и прочие миниатюрные детали мастер должен был выполнить с большой тщательностью. Композиции с каретами и лошадьми также очень сложны. Лошадь может состоять из трех или пяти частей, склеенных между собой. В общем – это кропотливый труд мастеров, поэтому фарфор так высоко и ценится.