Николай Горбунов: «Шаляпин – русский гений, который нес миру русскую культуру»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
В 2023 году отмечается 150 лет со дня рождения великого русского оперного певца Федора Ивановича Шаляпина. К этому юбилею вышла книга Николая Ивановича Горбунова «Федор Шаляпин в Подмосковье». Николай Горбунов житель Балашихи, журналист-международник, ветеран ТАСС, автор исследований зарубежных выступлений Шаляпина в 1920-1930-е годы. «Федор Шаляпин в Подмосковье» – это уже десятая книга автора в его «шаляпиниане». Николай Иванович рассказал порталу «Подмосковье сегодня» об истории своих поисков, о книге и о проекте создания первого в Московской области музея Ф. И. Шаляпина на базе Детской школы искусств №3 в Балашихе.
– Николай Иванович, ваш интерес к Шаляпину начался в Финляндии?
– Да, все началось в Хельсинки после встречи в далеком 1986 году с аккомпаниатором Шаляпина во время его последних гастролей Жоржем де Годзинским. Отец Годзинского был поляк, мама из Швейцарии, а сам он родился в 1914 году в Петербурге, поэтому разрешал называть себя Георгием Францевичем.
Я по профессии журналист-международник, окончил МГИМО. Моя первая пятилетняя командировка в Финляндию состоялась еще в 1975 -1980 годы. В 1975 году в Финляндии проходило совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе – крупнейший политический форум. Долго не было ясности, на каком уровне в нем будет принимать участие Советский Союз. Где-то за месяц до начала совещания политбюро ЦК КПСС приняло решение участвовать на высшем уровне – Брежнев ехал в Финляндию.
В Хельсинки на тот момент работало три корреспондента ТАСС. Я в институте учил немецкий и норвежский языки, имел опыт работы в Норвегии, кроме того дополнительно изучал финский язык. Поэтому в 1975 году меня командировали в Хельсинки как стажера. Работал с большим энтузиазмом, вскоре меня перевели в корреспонденты.
За три недели до отъезда в Финляндию, когда я собирал вещи в коробки, мне попался на глаза номер журнала «За рубежом», в котором публиковались переводы статей из крупнейших западных газет. Мое внимание привлекла статья об артисте Мартти Талвела, который выступил на Саванлинском оперном фестивале в Финляндии в роли Бориса Годунова. Эту статью написала шведская журналистка, озаглавив ее так: «Финский Шаляпин». Я клюнул на этот заголовок, и решил во время командировки непременно встретиться с этим «финским Шаляпиным».
Это был первый мой толчок к творчеству Федора Шаляпина. Приехав в Финляндию, я действительно встретился с Мартти Талвелой. Лет десять мы потом дружили, и в итоге я написал книгу «Мартти Талвела: Душа артиста. Мои встречи с «финским Шаляпиным».
Когда первая командировка закончилась, я вернулся в Москву. В 1983 году мне предложили снова поехать в Финляндию, и так получилось, что в 1984 году в крупнейшей финской газете мне попалась на глаза еще одна статья, где говорилось о 70-летии Жоржа де Годзинского. Я был корреспондентом ТАСС, где главные темы: политика, экономика, военные дела, а культура на втором плане. Тем не менее, я с интересом прочел о Годзинском – известном финском пианисте, дирижере, композиторе, авторе нескольких оперетт, музыки к балетам, песен к фильмам.
Но главное, что меня заинтересовало в этой статье, это упоминание гастролей в 1936 году в Японии и Китае, во время которых Годзинский полгода работал вместе с Федором Шаляпиным как аккомпаниатор. Для меня это была новость! Я решил: надо встретиться с Годзинским. Это был второй толчок к теме Шаляпина.
27 февраля 1987 года состоялась наша встреча. Я уже был тогда заведующим отделением ТАСС в Финляндии. Когда я позвонил Годзинскому и предложил рассказать о его работе с Шаляпиным, он ответил с сомнением: «А это кому-нибудь надо?» Оказалось, что я был первый советский журналист за 50 лет, который задал Годзинскому вопрос о его работе с Шаляпиным. А ведь я был простой корреспондент, не музыковед, не музыкальный критик.
Нельзя сказать, что Годзинского в Советском Союзе совсем не знали. В Финляндии выступал солист Большого театра Иван Иванович Петров. После выступления ему предложили записать пластинку, а в качестве аккомпаниатора предложили Годзинского. Позже в Москве я встретился с И. И. Петровым. Он мне говорил, что когда узнал, что аккомпаниатор работал когда-то с Шаляпиным, сразу же согласился записывать пластинку. Та же история случилась, когда в Финляндии выступал баритон Павел Герасимович Лисициан.
Первая моя встреча с Жоржем де Годзинским длилась три с половиной часа. Я поставил диктофон, и мы начали беседовать. Признаюсь, я был не совсем в теме. Конечно, я что-то почитал, что-то знал, но не подозревал глубины вопроса. Я просил Годзинского подробно рассказать с самого начала: кто он, кто его родители и предки и так далее.
– Что Годзинский рассказывал о своей встрече с Шаляпиным в 1935 году?
– Шаляпин приехал в Хельсинки 19 ноября 1935 года. У него было только два выступления в Финляндии, а уже 23 ноября на самолете он улетал в Стокгольм, где была запланирована встреча в Академии музыки в присутствии короля.
В то время у Шаляпина уже был подписан договор на гастроли в Японию и Китай, но не было аккомпаниатора. В Хельсинках Шаляпин спросил местного баритона Суло Ряйккенене, который учился в Петербурге и говорил по-русски, нет ли у него на примете знакомого музыканта. Ряйккенен ему и указал на молодого студента местной консерватории Жоржа де Годзинского.
Шаляпин встретился с Годзинским в гостинице «Торни» (по-фински – башня) недалеко от оперного театра. Молодой музыкант купил ноты, пришел к Шаляпину в номер и начал играть. И вот тут важный момент. Федор Иванович спросил Годзинского, может ли он прямо с листа во время выступления поменять тональность – транспонировать ноты. У Годзинского получилось, а ведь далеко не каждый исполнитель может это делать.
Оценив мастерство Годзинского, Шаляпин пригласил его в качестве аккомпаниатора на полугодовые гастроли в Китай и Японию. Молодой пианист засомневался, но все решило веское слово отца Годзинского, который знал Шаляпина еще по музыкальному обществу Александра Ильича Зилоти. В это общество, созданное в Петербурге незадолго до революции, входил когда-то Шаляпин, а секретарем был Франц Францевич Годзинский – отец Жоржа.
Хочу подчеркнуть, что Годзинскому был 21 год, а Шаляпину – 62. Мастер был в зените славы, а Жорж де Годзинский тогда был никому неизвестен, кроме финской публики. Едва ли сегодня кто-то из мировых звезд может встретиться с малознакомым юношей и за день договориться о сотрудничестве на полугодовые гастроли. 20 декабря 1935 года Шаляпин и Годзинский отправились на пароходе «Хаконе Мару» из Марселя на Дальний Восток.
Георгий Францевич передал мне свою ранее не публиковавшуюся рукопись, где описывал поездку с Шаляпиным. Он писал ее в 1953 году, но потом забросил. Это была рукопись страниц на 350, написанная где-то карандашом, где-то ручкой. Я с благодарностью принял этот дар, но это была большая ответственность, и мы пошли к юристу, в присутствии которого Георгий Францевич написал дарственную на эту рукопись мне – корреспонденту ТАСС Николаю Горбунову.
Я взял много ценных сведений из этой рукописи и из писем, которые Георгий Францевич отправлял из Японии и Китая домой. Для меня и в дальнейших исследованиях было важно опираться на первоисточники. После моих встреч с Годзинским в 1986 году я еще 16 лет собирал материалы. В итоге в 2002 году вышла моя первая книга «Федор Шаляпин в Японии и Китае». Далеко не каждый корреспондент ТАСС пишет книги, тем более о Шаляпине! Книга была издана в Институте мировой литературы им. Горького тиражом 1500 экземпляров.
– Почему Шаляпин уехал в 1922 году из России и больше не вернулся?
– Федор Иванович Шаляпин уехал в 1922 году на гастроли и на лечение с разрешения правительства. Я хочу поправить это расхожее выражение – «Шаляпин уехал и не вернулся». Я бы посмотрел на это по-другому: Шаляпин уехал прославлять Россию, русскую музыку и культуру. И началась эта миссия еще до революции. В 1901 году Шаляпин выступил в оперном театре «Ла Скала» в Милане в опере «Мефистофель» итальянского композитора Арриго Бойто. Это был заграничный дебют и неслыханный триумф Шаляпина.
После выступления директор «Ла Скала» Джулио Гатти-Казацца обратился к Шаляпину с просьбой не выступать ни в одном итальянском театре – ни в Риме, ни в Неаполе – только в «Ла Скала». Через несколько лет Джулио Гатти-Казацца стал директором «Метрополитен-опера» в Америке. Надо ли говорить, что после 1922 года Шаляпин в «Метрополитен-опера» был свой человек. Шаляпин 38 раз выступал там с «Борисом Годуновым».
Соединенные Штаты признали Советский Союз только в 1933 году, а Шаляпин с 1922 по 1935 год провел одиннадцать сезонов по всей Америке с концертами и оперой «Борис Годунов». Я считаю, что во всех этих выступлениях он поднимал уровень страны и русской культуры, даже в те годы, когда США на дипломатическом уровне не признавали Советский Союз.
«Борис Годунов» шел не только в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, но и во многих других городах. Иногда весь концерт Шаляпин пел на русском языке, а публика просила в конце исполнить «Эй, ухнем!». Шаляпин выступал и в Канаде. В 1926 году поехал на полугодовые гастроли в Австралию и Новую Зеландию. Он дал 24 концерта в Мельбурне, Сиднее, Аделаиде и других городах.
Итак, Шаляпин в 1922 году уехал официально, и это не вызывало ни у кого нареканий. Но наступил 1927 год – десять лет Великой Октябрьской социалистической революции. Правительство решило, что Федор Иванович должен приехать к своему народу и выступить на десятилетии революции. Например, С. С. Прокофьев в 1927 году приехал в СССР, а Шаляпин – нет.
В 1921 году Шаляпин выезжал из страны после постановления руководства ВКП (б) с резолюцией Владимира Ильича Ленина – «разрешить выезд за границу». 29 июня 1922 Шаляпин вновь выехал по старой визе за подписью Ленина. Когда же подошел 1927 год, Шаляпин много думал о том, чтобы приехать в Советский Союз. Об этом мы можем судить по его письмам. Но в 1927 году в стране стала меняться ситуация. Шаляпин опасался, что он приедет и больше не сможет гастролировать за границей.
Часто можно услышать, что Шаляпин якобы уехал в эмиграцию. Все мои девять книг как раз посвящены тому, чтобы доказать, что он не эмигрант, а уехал славить Россию. В подтверждение приведу еще один факт. В 1908 году в Париже шли «Русские сезоны» Дягилева, где Шаляпин потрясающе пел в опере «Борис Годунов». За это выступление президент Франции дал Шаляпину орден Почетного легиона степени кавалер. В 1916 году Шаляпин получил орден степени офицер, а в 1933 году высшую степень – командор. Пятьдесят лет после Шаляпина никто из наших соотечественников не отмечался степенью командора ордена Почетного легиона.
Конечно, я был не единственным исследователем, который касался темы Шаляпина за границей. В 2008 году Лариса Черникова написала книгу о Шаляпине на основе периодической русскоязычной печати Шанхая. А доктор исторических наук, историк-китаевед Георгий Васильевич Мелихов еще в начале 1990-х годов в журнале «Проблемы Дальнего Востока» опубликовал статьи о Шаляпине в русской прессе Шанхая и Харбина, который был тогда городом русской эмиграции. Эти материалы Г. В. Мелихов позже собрал в книге «Китайские гастроли: неизвестные страницы из жизни Ф. И. Шаляпина и А. Н. Вертинского».
Особенность моих книг в том, что они основаны на первоисточниках. Я почти не опирался на русскоязычные публикации того времени. Да и какие могли быть русскоязычные публикации, например, в Австралии или Южной Америке в 1920-е годы? Я получил много переводов с иностранных языков. В исследованиях рецензий в прессе на выступления Шаляпина в Южной Америке мне, например, помогали с переводами мои коллеги по ТАСС Анатолий Медведенко, Александр Трушин и Андрей Поляков.
– Как пришла мысль создать музей в Балашихе?
– В 2021 году я подумал, что почти сорок лет собираю материалы о Шаляпине, и они просто лежат у меня в квартире. И я решил – надо все, что собрал, отдать народу. Я пришел в Центральную городскую библиотеку имени Ф. И. Тютчева в Балашихе. Лет тридцать тому назад при библиотеке была создана экспозиция, посвященная Тютчеву. Я предложил директору библиотеки Ларисе Николаевне Покрасовой сделать также экспозицию Шаляпина, однако подходящего помещения мы не нашли.
Мы обратились в администрацию города. Заместитель начальника управления культуры администрации города Марина Анатольевна Чернова направила меня в Детскую школу искусств номер 3. Я написал бумагу на две страницы на имя главы города, где указал, что отдаю в дар городу Балашихе весь свой архив о Шаляпине: книги, письма Годзинского, два письма Марины Федоровны Шаляпиной – дочери артиста, и многое другое.
Первичная экспозиция была открыта 4 апреля 2022 года. Одна местная газета написала, что этот день войдет в историю культуры Балашихи. Мне было лестно это прочитать! Будем надеяться, это будет первый музей Федора Ивановича Шаляпина в Подмосковье.
– Какие места в Подмосковье связаны с жизнью и творчеством Ф. И. Шаляпина?
– В моей последней книге «Федор Шаляпин в Подмосковье» рассказывается о восьми точках, связанных с его именем в нашем регионе: Малаховка, Пушкино, Мешково, Абрамцево, Гагино, Подольск, Орехово-Зуево и… Балашиха.
Гагино – это село недалеко от Сергиева Посада, где 8 августа 1898 года в церкви Спаса Нерукотворного Шаляпин венчался с итальянской балериной Иолой Торнаги. В Гагино два храма, которые были успешно заброшены и порушены. К счастью, нашлись добрые люди, которые взялись за их восстановление. Много раз я ездил на фестиваль в Гагино, который проводился при содействии Межрегионального шаляпинского центра.
Рядом с Гагино в деревне Путятино у певицы Татьяны Любатович Федор Шаляпин и Иола гостили перед свадьбой. Но не просто жили там, а готовили «Бориса Годунова». Там же недалеко жил историк Ключевский, и Шаляпин ездил к нему на консультации. Так что Гагино и Путятино не только связаны с венчанием и свадьбой великого певца, но и были «истоками» оперы «Борис Годунов».
Огромную роль в творческой судьбе Шаляпина сыграл Савва Мамонтов, а его имя неразделимо с подмосковным Абрамцево. Правда, Шаляпин был в Абрамцеве один единственный раз. Тем не менее, я рассказываю в книге и об этом месте, потому что именно Мамонтов пригласил Шаляпина в свою Частную русскую оперу, где он возрос как певец в своей могучей силе.
Рядом с Балашихой находится Малаховка. Там живет народный художник России, скульптор Андрей Балашов, который создал первый в мире памятник Шаляпину в Казани на малой родине великого артиста. Но главное, что в Малаховке была до революции усадьба Николая Дмитриевича Телешова, где гостили многие выдающиеся люди эпохи: Рахманинов, Бунин и… Шаляпин. На сцене летнего театра в Малаховке он тоже выступал.
Следующее место в Подмосковье практически никому неизвестно – это Мешково, что недалеко от аэропорта Внуково (сейчас на территории Новой Москвы). В Мешково подолгу отдыхала супруга Иола Игнатьевна с детьми. Кстати, сейчас там есть и родник Шаляпина. Владельцы Мешково Петр Петрович и Наталья Степановна Козновы были близкими друзьями семьи Шаляпиных. После революции Иола Игнатьевна приютила их у себя в Москве.
Следующая точка на карте – Орехово-Зуево. В 1918 году рабочие местной мануфактуры пригласили Шаляпина выступить. С отцом в Орехово-Зуево ездила его дочь Ирина, и она хорошо описывала эту поездку. Концерт должен был проходить под открытым небом, и дождь едва не сорвал выступление.
Далее – Подольск. Когда Горького выслали из Нижнего Новгорода, он направлялся в Крым и по пути остановился в Подольске. Там Горького навестили друзья: Телешов, Бунин и Шаляпин. Один исследователь нашел в переписке Бунина и Чехова любопытное указание, что после того, как все разъехались, Бунин с Шаляпиным просидели в Подольске в ресторане до утра.
В Пушкино снимал дачу Федор Федорович Кенеман – аккомпаниатор, который много работал с Шаляпиным. Как выяснилось, Шаляпин выступал не только в летнем театре в Малаховке, но и в Пушкино в летнем театре вместе с Кенеманом.
Эти семь мест в Подмосковье, связанных с биографией Шаляпина, образуют исторический слой. Восьмое место – это Балашиха. Я долго сомневался, писать о Балашихе или нет. Шаляпин в Балашихе ни разу не был, но ведь десять книг здесь написано о нем! Тем более, что Шаляпин сейчас уже почти «прописался» в Балашихе в будущем музее.
– В чем главная идея и особенность будущего музея?
– В России есть четыре музея, посвященных жизни и творчеству Ф. И. Шаляпина. Во-первых, музей в Москве, который является филиалом Российского национального музея музыки. Также музеи есть в Питере и Казани. Правда, музей в Казани долгое время был посвящен Горькому, и только год назад стал называться «Музей А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина». Еще один музей есть в Кисловодске – «Дача Шаляпина». Его создал замечательный человек – Борис Матвеевич Розенфельд, который исследовал следы Шаляпина в Кисловодске, Ессентуках и Минеральных Водах.
Во всех перечисленных музеях акцент ставится на том периоде, который был связан в биографии Шаляпина с этим конкретным местом: Петербургом, Казанью, Кавказом. В Москве рассказ о биографии Федора Ивановича обрывается 1922 годом, когда он уехал из страны. Я бы хотел, чтобы экспозиция в Балашихе стала уникальной – с акцентом на жизни и творчестве Шаляпина именно за рубежом.
Главная идея музея, как мне видится, в том, чтобы рассказать, как Шаляпин представлял Россию в мире. Это был русский гений, который нес русскую культуру. Ни до Шаляпина, ни после никто не пользовался такой славой и популярностью за рубежом.
Комментарий директора ДШИ №3 Алексея Николаевича Коваленко:
– Наша школа была открыта в 1966 году первоначально, как одно из отделений детской музыкальной школы (теперь школа имени Свиридова). В настоящее время у нас 23 преподавателя и контингент школы – 370 обучающихся. Обучаем детей по трем магистральным направлениям: музыкальному, художественному и хореографическому.
Этому зданию в 2028 году исполнится сто лет. Строили его к десятилетию Октябрьской революции для нужд рабочих местной суконной фабрики. По сути, это был дом культуры: здесь показывали фильмы, проводили танцевальные вечера. Как говорит директор историко-краеведческого музея Маргарита Григорьевна Шведченко, это одно из немногих в Балашихе зданий в стиле конструктивизм.
В октябре 2021 года мы въехали в это здание, а до этого здесь были другие учреждения. Уже в декабре встречались с Николаем Ивановичем Горбуновым. Благодаря поддержке главы города, администрации, управления культуры по обоюдному согласию было решено открыть в нашей школе, как мы пока осторожно называем – первоначальную экспозицию будущего музея Ф. И. Шаляпина.
В перспективе планируем предоставить отдельное помещение специально для музея на мансардном этаже, удобное для размещения экспонатов, витрин, может быть, фортепиано и плазменной панели для демонстрации фильмов, концертных номеров.
На данный момент небольшая часть экспозиции представлена в коридоре. Там есть все печатные издания, которые Николай Иванович нам предоставил в дар, в том числе книги Николая Ивановича по жизни и творчеству Шаляпина, книги других исследователей, пластинки, фотографии. Какую-то часть экспонатов мы сами пытаемся находить и приобретать для музея.
У нас есть отдельная страничка в сети, где публикуем все материалы, касающиеся будущего музея. Освещаем все мероприятия, которые проводим на эту тему, и видеосюжеты с Николаем Ивановичем об истории его поисков. Пока отсняли два сорокаминутных материала: о его знакомстве с Жоржем де Годзинским и общий исторический материал.
Полноценное открытие музея Ф. И. Шаляпина в нашей школе будет, я думаю, после капитального ремонта здания, который запланирован на 2024 год. Я надеюсь, что будем пополнять музей новыми экспонатами. Это наш вклад в освещение жизненного и творческого пути великого оперного певца.
Сайт автора книг о Ф. И. Шаляпине: http://ngorbunov.pp.ru/