О. Виктор Григоренко: «С темой дороги связан большой культурный пласт»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Девятого сентября 2018 года в Сергиевом Посаде в Семхозе рядом с церковью Сергия Радонежского по инициативе прихожан и настоятеля отца Виктора Григоренко был открыт Музей дороги. Он посвящен забытому Переславскому пути, пролегавшему в этих местах, а также тропе отца Александра Меня, убитого в Семхозе по дороге к железнодорожной станции в 1990 году. Подробно о новом музее рассказал в интервью настоятель Сергиевской церкви отец Виктор.
– Почему Музей дороги возник на территории храмового комплекса в Семхозе?
– В пределах этого места во времена преподобного Сергия Радонежского проходила древняя дорога, соединявшая Переславль и Москву. Об этой дороге есть свидетельство у Епифания Премудрого в жизнеописании преподобного Сергия Радонежского. Будущий преподобный Сергий – в то время отрок Варфоломей – и его брат Стефан подыскали себе уединенное место для жизни в пустыни на горе Маковец. В житии упомянут «великий же и широкий путь вселюдский отдалече» – то есть, проезжая дорога, которая находилась в стороне от пустыни.
Мы заказывали историческую справку, и историк, который долго изучал вопрос прохождения путей в нашей местности, подтвердил, что действительно в пределах этого места проходила дорога. Нетрудно представить, какой она была во времена преподобного Сергия, вряд ли ее мостили. На картах XVI-XVII веков она отмечена, но описывается по-разному: в одном месте это Старая Переславская дорога, в другом – Древняя Переславская. Поклонный крест и надпись напоминают, что здесь во времена Сергия Радонежского проходила часть древнего пути, соединявшая Радонеж с Троицким монастырем.
– Древняя Переславская и Троицкая – это две разные дороги?
– Старая Переславская дорога, которая проходила мимо горы Маковец, постепенно стала смещаться на северо-восток. Сейчас она называется Троицкой дорогой, по которой уже в восемнадцатом, девятнадцатом, двадцатом веках паломники шли в Троицкий монастырь. Понятно, что дорога должна была входить непосредственно в поселение. Старую дорогу забыли, а путь переместился туда, где мы сейчас видим Московское шоссе или Троицкую дорогу.
– Территория музея прилегает к храмовому участку, построенного на месте гибели отца Александра Меня?
– Да, музей связан с нашей церковью и судьбой отца Александра Меня. Священник жил в Семхозе, по небольшой тропе ходил к платформе и на электричке ездил в Сретенский храм в Новой деревне недалеко от Пушкино. Там он был настоятелем в последние годы. На пути к платформе девятого сентября 1990 года священника поджидал убийца или убийцы неизвестные нам до сего дня.
Когда стало понятно, что место гибели отца Александра не забыто почитателями, теми людьми, которые пришли благодаря его книгам в православную Церковь, здесь появился памятный знак. Потом была построена часовня, а затем ее расширили и пристроили алтарь. Наконец, в 2000 году рядом с часовней был заложен храм во имя преподобного Сергия Радонежского, где мы сейчас молимся. В этом месте соединились древняя история, связанная с Сергием Радонежским, его сподвижниками, с князьями, паломниками и крестоходцами, двигавшимися по этому пути в Троицкую обитель, и дорога, по которой шел отец Александр Мень. Мы символически выделили участок, где обе дороги пересеклись.
Храм во имя преподобного Сергия назван так неслучайно, ведь отец Александр очень почитал Радонежского святого. Он был крещен в младенчестве недалеко от Троице-Сергиевой лавры в 1935 году. Это произошло в одном из частных домов во времена гонений на веру, когда таинства часто совершались в тайных общинах. Как правило, это были общины закрытых приходов, в том числе из московских церквей. Священник, крестивший отца Александра, служил в Москве на Солянке, а когда храм закрыли, он вместе с прихожанами вынужден был уйти в подполье. Тайные общины в наших краях находились под омофором теперь уже прославленного священноисповедника епископа Ковровского Афанасия Сахарова.
– Расскажите, как устроен музей. Какие его главные экспонаты?
– Идея нашего музея состоит в том, чтобы показать, в первую очередь, молодым людям и школьникам, какие дорожные покрытия были раньше на Руси. Начинаем рассказ с простой лесной дороги. В зависимости от времени года дорога смещалась вправо или влево, меняя свое положение.
Фрагмент, который мы видим дальше – это самая простая булыжная дорога вместе с песком и щебнем. Так в древние времена покрывали наиболее труднопроходимые участки пути, где была возможность раздобыть камень.
Следующий фрагмент – это уже более совершенная мощеная камнем дорога. Такой вид покрытия мы часто видим в русских городах, например, сохранившиеся участки булыжных дорог можно наблюдать на подъездах к старым храмам. Камни старались подбирать плоские, чтобы пройти на телеге. Как правило, из больших булыжников укрепляли края пути, делили на сегменты, а более мелкие камешки укладывали в эти сегменты, образовавшиеся после укладки больших камней.
Один из древних видов покрытия – это мощение дубовыми чурками или, если перевести на современный язык, спилами торцов дуба. Дуб практически не подвержен гниению, поэтому ствол распиливали на пеньки высотой в 20-25 сантиметров, пропитывали и укладывали в определенном порядке. Такое покрытие служило достаточно долго. Иногда торцы дуба делали в форме восьмиугольников и подгоняли друг к другу вплотную. Получалась сплошная паркетная мостовая. Такие мостовые были в Одессе и в других городах на юге России.
Обычный накат из бревен небольшого диаметра тоже использовался часто, поскольку это был доступный и подручный материал. Бралось целиковое бревно небольшого диаметра, как правило, хвойных пород деревьев. Более ровное покрытие делали из тесаного бревна.
Следующий фрагмент деревянной мостовой сделан из лиственницы. Как и дуб эта порода дерева устойчива к воздействию внешней среды. Однако часто покрытие делали и из недолговечных хвойных пород. По этой причине в Новгороде или в Москве археологи находили слои наложенных друг на друга бревен и досок. Новое покрытие клали прямо на сгнившее старое дерево, поэтому иногда фрагменты «слоеного пирога» из досок достигали толщины до метра, а в некоторых местах даже больше. Такая деревянная мостовая XVII века была найдена в Москве в Историческом проезде при строительных работах в 1988 году.
Следующий участок – это щебеночная дорога. Именно так была сделана первая шоссейная дорога, которая соединила Петербург и Москву. Мелкая галька укладывалась определенным образом в дорожное корыто вместе с песком, что не давало ей расползаться. Шоссейная щебеночная дорога была проложена в начале XVIIIвека.
Клинкерное покрытие – это хорошо обожженный кирпич. Часто кирпич клали на ребро для более крепкого покрытия. Клинкерные или кирпичные дороги тоже часто находят археологи в России. Например, старые клинкерные мостовые обнаружили в 2015 году в Москве при реконструкции Пушечной улицы.
Последний уже более современный тип – это гранитная мостовая. Так вымощена Красная площадь в Москве и Красногорская площадь перед Троице-Сергиевой лаврой в Сергиевом Посаде. Колотый гранит в данном случае красноватого цвета уложен в определенном порядке. Мастера могут делать из колотой брусчатки разные орнаменты и направления рисунка, а мы показываем самый простой вариант.
– Помимо примеров покрытий дорог под открытым небом, есть ли экспозиция в помещении?
– У нас есть специальная беседка, стилизованная под небольшой постоялый двор. Примерно так выглядели места на дорогах, где можно было накормить лошадь, а путникам отдохнуть и переночевать. Здесь стоит имитация старых кормушек, телеги. На стендах с фотографиями и текстом можно подробно ознакомиться с историей дорог, начиная со знаменитой Аппиевой дороги в Риме.
Беседка сделана, прежде всего, для тех людей, которые идут пешком старым путем через наш храм. Через несколько недель мы пойдем ежегодным крестным ходом тропой преподобного Сергия от Радонежа и Хотьковского монастыря в Троицкую лавру через Семхоз. Это уже сложившаяся традиция, в которой участвуют до пятисот, а иногда и больше человек. В шествии идут прихожане нескольких храмов нашего благочиния, которые находятся близко к дороге: из Хотьково, села Воздвиженского, деревни Морозово и других мест. У нас делается последний привал, где люди могут попить воды, перекусить, отдохнуть и идти дальше к преподобному Сергию.
Отдельно мы рассказываем о старинных транспортных средствах. Под небольшим навесом мы собрали некоторые из них. Это уже достаточно современная телега, на которую поставили автомобильные колеса, сани и маленькие саночки – так называемый возок. Здесь же висят старые оглобли, хомут и прочие приспособления.
– Постоялыми дворами на дорогах в старину заведовали специальные люди?
– Это отдельная история, и я сейчас не хочу углубляться, потому что вообще с дорогой в России связан большой культурный пласт: песни, стихи, сказания о разбойниках и прочее. Это неисчерпаемая тема. Со временем хотим делать выставки или в культурно-просветительском центре «Дубрава», который находится неподалеку, или при храме. Обязательно будем эту тему развивать, потому что, насколько я знаю, существуют музеи железной дороги, а музея дороги нет, поэтому мы являемся первопроходцами.
Проект музея осуществлен в рамках благоустройства территории, нашлись люди, которые помогли профинансировать его. Идея, на мой взгляд, хорошая и имеет перспективы, потому что сейчас в Министерстве культуры Московской области разработан целый маршрут, который идет от Москвы до Троице-Сергиевой лавры. Эта дорога уже есть, и многие проходят пешком весь путь, в том числе и через наш участок, поскольку он привлекательный и пролегает по лесу. Такой поход дает возможность почувствовать себя путешественником и паломником не XXI века, а прошлых столетий.