Авангард Леонтьев: я счастлив, что в Губернский театр вдохнули новую жизнь

Искусство
Андрей Маленков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Андрей Маленков / Подмосковье Сегодня]

Шедевры русской прозы звучали на днях в литературной гостиной Государственного музея Л.Н. Толстого на Пречистенке в Москве. Главу об императоре Николае I из повести Льва Толстого «Хаджи-Мурат» и рассказ Николая Лескова «Чертогон» читал народный артист России Авангард Леонтьев. «Большой актер маленьких ролей», как с почтением и любовью называют Авангарда Николаевича поклонники театра и кино, признался нашему корреспонденту, что удивлен обилием слушателей. Тем более - собравшихся не только из Москвы, но и разных уголков Подмосковья.

Для чтения вслух труднее «Хаджи-Мурата» нет

– Авангард Николаевич, вы идете в ногу со временем. Нынешний год литературы открываете чтецкой программой в святая святых – музее Толстого.

– На самом деле с художественным чтением я выступаю давно. Но так счастливо сложилось, что меня пригласили выступить с этой программой на открытие Года литературы.

– Это первое здесь выступление?

– В этих стенах я впервые выступил в 16 лет. Рядом жила настоящая интеллигенция, ютящаяся в коммуналках. Она и ходила в музей. Давно уже все коммуналки расселили, здания отдали под офисы...

– Грех обижаться – посмотрите, сколько народу пришло вас послушать.

– Сам удивлен и обрадован. «Хаджи-Мурат» – одно из самых любимых произведений Толстого. Впервые прочитал в молодости. «Проглотил» книгу на одном дыхании, боясь оторваться хотя бы на минуту, чтобы не упустить что-то важное. Этот рассказ с убийственным сарказмом рассказывает о том, что делает с человеком власть. Не удивительно, что повесть не была напечатана при жизни Льва Николаевича

– К сожалению, художественное чтение уходит в прошлое с теми, кто его любил.

– С одной стороны, трудно поспорить с таким заявлением. С другой – полный зал, который собрался сегодня, говорит о том, что не все потеряно.

У педагога много поводов для огорчений

– Художественное чтение – лишь одно из множества проявлений вашего таланта – вы актер, режиссер, учитель и просто щедрый человек, готовый делиться всем, что имеет.

– Мне всегда нравилось учить. Еще в школе я организовал драмкружок. И ребята ходили ко мне. Тем не менее пришлось уйти из Школы-студии МХАТ. Педагогический коллектив не поддержал меня…

– Стало быть, преподавание – дело неблагодарное?

– Как у любого родителя, у педагога много поводов для огорчений. Есть слабость человеческая – подсознательно ожидать признания от того, в кого ты вкладываешься. Все, что ты отдал ученикам, они передадут другим, и так по кругу. А значит, все не напрасно. Но по-житейски – это тяжелая миссия. Все родители меня поймут.

– Не единожды слышала благодарность в ваш адрес. Только публичное признание Евгения Миронова чего стоит! Правда, что он попал в учебное заведение благодаря вашей помощи?

– Евгений опоздал на вступительные экзамены и бегал по школе-студии МХАТ в надежде, что его кто-нибудь выслушает. Я его принял. Он с ходу начал читать все, что знал. Было видно, что парень одаренный, и я попросил за него Олега Павловича Табакова. Так Женя оказался на его курсе.

Михалкова время и люди не сломали

– В свое время вы помогали Никите Михалкову ставить «Механическое пианино» в римском театре «Арджентино» с Марчелло Мастроянни, потом «Двенадцать разгневанных мужчин». Недавно сыграли факира в «Солнечном ударе». Сильно изменился Михалков-режиссер?

– Да нет. Все такой же – заводной, азартный. Время и люди его не ломают, хотя многие взялись его ругать. Но он по натуре своей победитель.

– Что нужно сделать, чтобы привести в театр нового зрителя? В большинстве своем в театр ходят люди старшего поколения.

– Театр – тот же газон, который, как в Англии, надо поливать шесть веков кряду, чтобы получился желаемый результат. Я счастлив, что Московский Губернский театр возглавил его мой коллега по «Табакерке» Сергей Безруков. Губернатор Московской области Андрей Воробьев правильно понимает, что театр является важной частью духовной жизни. А без нее мы просто одичаем.

Поделиться