Боголюбская икона Троицкой церкви в Павлино
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Первого июля по новому стилю в православной церкви отмечается праздник Боголюбской иконы Божией Матери. Появление этого чудотворного образа связано с именем князя Андрея Боголюбского, при котором в XII веке произошло стремительное возвышение Владимирского княжества среди других русских земель. В Подмосковье чтимый старинный список Боголюбской иконы Богородицы находится в Троицкой церкви деревни Павлино. Эта церковь знаменита тем, что является единственной сохранившейся постройкой бывшей здесь усадьбы Троицкое-Кайнарджи графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского.
История появления почитаемого образа Боголюбской Божией Матери рассказывается в житии владимирского князя Андрея Боголюбского. Юрий Долгорукий дал своему сыну Андрею в удел южные и западные города Туровск, Пинск, Дорогобуж, Пересопницу и Вышгород. Однако князь Андрей стремился покинуть Киев, где княжил его отец, понимая, что дальнейшее развитие русского государства будет связано с северо-восточной Русью. Он неоднократно просил отца отпустить его в Ростов, но в ответ слышал отказ. В итоге князь Андрей решился ночью тайно выехать из Вышгорода и вместе с семьей, верными ему боярами и слугами отправился на север. Князь взял вместе с собой из Вышгорода икону Божией Матери, которую предполагал поставить в соборе города Ростова.
Не доходя десяти верст до Владимира, лошади, которые везли повозку с иконой, неожиданно остановились у берега реки Клязьмы и не хотели двигаться дальше. Князь подумал, что животные устали, и велел сменить их, однако и новая упряжка отказывалась тронуться с места. Ничто не могло заставить лошадей продолжить путь, поэтому князь вместе со свитой был вынужден заночевать в шатрах вдали от города в этом пустынном месте. Ночью Андрею Боголюбскому явилась сама Божия Матерь со свитком бумаги в правой руке и сказала князю, чтобы он не вез икону в Ростов, а оставил ее во Владимире. Эта икона впоследствии была помещена Андреем Боголюбским в построенном им Успенском соборе. Она известна нам под именем Владимирской иконы Божией Матери. В наши дни образ хранится в Третьяковской галерее в Москве.
Пораженный видением, князь призвал иконописцев и приказал им написать еще один образ Богородицы, на котором он хотел запечатлеть Божию Матерь так, как она явилась ему ночью. Икона, на которой Дева Мария изображена в полный рост со свитком в правой руке, стала называться Боголюбской. Князь поместил этот образ в построенном на месте ночной остановки Рождественском соборе. Там же в Боголюбово он велел возвести свою княжескую резиденцию, остатки которой сохранились на территории появившегося здесь позднее Боголюбского монастыря. В одной из лестничных башен в Боголюбово князь Андрей был убит заговорщиками.
Икона XII века, написанная по приказу Андрея Боголюбского, сохранилась до нашего времени. После революции она находилась в разных музеях, а в 1990-е ее передали в Княгинин Успенский монастырь города Владимира. В XX веке специалистами было сделано несколько попыток ее реставрации. Общерусское почитание образа Боголюбской Божией Матери связано с особым отношением к ней в семье царя Петра I. Празднование иконе совершается в дни Петровского поста, а накануне праздника апостолов Петра и Павла, к которому было приурочено в 1672 году крещение царевича Петра, совершается также память убиенного князя Андрея Боголюбского. Возможно, судьба убитого в ходе заговора князя Андрея напоминала судьбу самого Петра, который только чудом избежал расправы от мятежников-стрельцов. Тем не менее, в 1682 году от рук стрельцов погибли двое дядей Петра, которых похоронили в Высоко-Петровском монастыре в Москве. Над их могилами чуть позже был построен собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В этом храме-усыпальнице были погребены еще около двух десятков родственников Петра по линии матери Натальи Кирилловны Нарышкиной.
В XIX веке на списках Боголюбской иконы стали изображать и самого князя Андрея, стоящего на коленях справа от Марии. Именно такой тип иконы с давних времен почитается в Троицкой церкви в деревне Павлино. Когда именно в этой подмосковной церкви появилась традиция особого почитания Боголюбской Богородицы точно неизвестно. В путеводителе по подмосковным примечательным монастырям и селениям Всеволода Долгорукова 1872 года описывалась Троицкая церковь, но среди примечательных реликвий там упоминалась только «икона Николая Чудотворца древней живописи XVI или XVII века, евангелие в богатом окладе и ковчег, осыпанный драгоценными камнями».
Боголюбская икона изображена с внешней стороны церкви на одной из двух башен-колоколен с западной стороны храма. Сам же чтимый образ, украшенный ризой, установлен внутри церкви с левой стороны от иконостаса. Весь облик храма и внутри и снаружи поражает своей изящной архитектурой. Особенно интересен иконостас с колоннами и барельефным изображением Господа Саваофа над царскими вратами, а также западный фасад с двумя колокольнями. Между колокольнями зодчие поместили декоративную арку, которая должна напоминать триумфальную арку, ставившуюся в честь победителей.
Усадьба Троицкое получила свое название от церкви. Она принадлежала знаменитому полководцу графу Петру Александровичу Румянцеву. За победы над турецкими войсками он получил от царицы Екатерины II не только щедрые награды, но и право прибавить к фамилии Румянцев титул «Задунайский». В дни торжественного празднования в Москве заключения выгодного для России Кучюк-Кайнарджийского мира с Турцией прибавку к названию получила и сама усадьба Троицкое, став Троицким-Кайнарджи. На церковном погосте за алтарями Троицкого храма и сегодня сохранился семейный склеп, где погребен сын героя Турецкой войны – Сергей Петрович Румянцев, а также его воспитанница княгиня В.С. Голицына с супругом. Вокруг склепа есть также погребения разных представителей родов Голицыных и Апраксиных.