Борисоглебский крест и завещание святого князя
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Древняя святыня Борисоглебского монастыря в городе Дмитрове на протяжении не одного столетия остается предметом споров историков. Каменный резной крест часто связывают с завещанием святого князя Дмитрия Донского и клятвой его сыновей. Удивительно, но распятие XIV века трижды теряли и трижды находили на территории монастыря. В последний раз крест случайно обнаружили в 1982 году.
Первая находка древней реликвии в Борисоглебском монастыре произошла благодаря стечению необычных обстоятельств. В 1814 году после скандала с участием молодого историка Константина Калайдовича, детали которого до сих пор точно неизвестны, его виновник был объявлен сумасшедшим. Отец Калайдовича намеренно подтвердил невменяемость сына, поскольку в ином случае Константину могла грозить тюрьма. Историк провел несколько месяцев в сумасшедшем доме, а потом его перевели «для покаяния» в Николо-Пешношский монастырь в окрестности города Дмитрова. В монастырском заточении Калайдович по привычке стал изучать местность и однажды забрел в старинный Борисоглебский монастырь. Там он впервые обнаружил каменный резной крест древнего происхождения, о чем написал в 1817 году в одном из своих писем. Однако следы реликвии после Калайдовича как будто потерялись. Только в 1840 году монахи случайно нашли крест во время обновления церковной пристройки главного собора обители. Святыню поместили на видном месте в нише храмовой стены.
По-настоящему крестом заинтересовались ближе к концу столетия. Изучив надпись под распятием, исследователи выяснили, что крест был установлен в марте 1388 года на праздник Благовещения, то есть еще в годы правления Дмитрия Донского. Это открытие пролило совершенно новый свет на возраст и значение монастыря, а каменное распятие по праву стало считаться самой древней реликвией, сохранившейся в обители. Много вопросов вызывал довольно странный набор святых, расположившихся вокруг креста. Сверху в круге древний мастер вырезал образ Троицы, по левую сторону – Богородицу и апостола Петра, а по правую сторону – святого Иоанна и апостола Павла. Внизу расположились рельефы святого Василия, Николая Чудотворца и мученика Георгия.
Автор дореволюционной книги, посвященной Борисоглебскому монастырю, Николай Былов связал это необычное сочетание святых, изображенных вокруг распятия, со знаменитым завещанием Дмитрия Донского. В 1388 году великий князь пишет грамоту, в которой устанавливает порядок раздела Московского княжества между своими детьми: Василием, Юрием, Андреем, Петром и Иоанном. По мнению Былова, сыновья героя Куликовской битвы собрались в городе Дмитрове и по обычаю того времени «целовали крест», то есть клялись отцу, что не будут нарушать родительского завещания и устраивать междоусобиц. В память об этом событии в Борисоглебском монастыре якобы и был высечен из камня крест. Таким образом, святые Василий, Георгий (Юрий), Иоанн и Петр с креста обозначают небесных покровителей сыновей князя Дмитрия, участвовавших в клятве. Правда, лишними святыми при таком толковании оказываются Николай Чудотворец и апостол Павел. Былов объяснял появление апостола Павла тем, что его всегда принято изображать в паре с апостолом Петром, а «лишнего» святого Николая связывал с именем неизвестного нам свидетеля «крестного целования», который обязательно должен был присутствовать при публичной клятве.
По злой иронии завещание святого князя Дмитрия Донского вопреки уговору сыновей стало причиной долгих междоусобных войн между его потомками. Как только старший сын Дмитрия Донского Василий, который по воле отца наследовал великокняжеский титул и Москву, скончался, его амбициозный брат Юрий Звенигородский предъявил свои права на наследство умершего. К тому времени у покойного Василия уже был свой сын, названный также Василием, который не хотел отдавать власть дяде. Схватка Юрия Звенигородского со своим племянником Василием Темным длилась четверть столетия. Василий Темный многое выстрадал в эти годы: он дважды изгонялся из Москвы, был ослеплен, за что и получил свое прозвище, томился в ордынском плену, однако победа, в конце концов, досталась именно ему.
Наступили годы, когда древний крест на много лет вновь потерялся из виду. В 1930-е годы монастырь закрыли, а в церковных зданиях расположилась администрация Дмитровского исправительно-трудового лагеря. В 1982 году архитектор Сергей Гаврилов в очередной раз нашел крест на территории обители. По его словам в те годы монастырь использовался под склады дмитровского торга, и, чтобы не оставлять находку шустрым торговым грузчикам, ему пришлось самому отвезти восьмидесяти килограммовый крест в музей города Дмитрова. К сожалению, крест дошел до наших дней с утратами: кто-то в годы закрытия монастыря не поленился сколоть все лица фигурам святых. Сегодня на территории монастыря, где распятие неоднократно утрачивалось и вновь находилось, есть две его копии. Практически точное повторение каменного креста установлено в нише восточной стены небольшой церкви Сошествия Святого Духа. Такой же крест, только выполненный из металла, установлен в ажурной водосвятной часовне. В горизонтальную перекладину креста встроены два крана, откуда верующие могут брать святую воду.
В 1982 году на боковой стороне креста исследователи расчистили еще одну более позднюю, чем сам крест надпись: «На Пантелее над вощесником». Архитектор Сергей Гаврилов так объяснял таинственную надпись: «намогильные кресты на Руси встречаются очень редко и ставятся они по случаю насильственной смерти. Вощесник Пантелей принадлежал к основному населению торгового города, которым был Дмитров, а люди, занимавшиеся торговлей, во все времена подвергались угрозе грабежа и внезапной смерти без отпущения грехов». Таким образом, древний крест, который хранил память о клятве сыновей Дмитрия Донского, могли использовать потом в качестве надгробного памятника для некоего убитого Пантелея, торговавшего воском.
Связан ли был действительно этот крест с завещанием великого полководца до сих пор неизвестно. Скептики датируют распятие 1467 годом, когда правили потомки Дмитрия. В таком случае святые вокруг центральной фигуры Христа не могли обозначать сыновей князя. Богородица, святой Иоанн Креститель, апостолы Петр и Павел по бокам от Христа напоминают довольно типичное расположение святых, которое называется греческим словом «деисус», то есть «моление». Чтобы убедиться в этом, достаточно войти в любой православный храм и посмотреть на центральный ряд иконостаса. По правую руку от иконы Христа будет всегда Дева Мария, а по левую – Иоанн Креститель. Следующие за ними пары – это архангелы Михаил и Гавриил, а затем апостолы Петр и Павел. Возможно, резчик креста изобразил сокращенную версию «деисуса». В таком случае причину, по которой в нижнем ряду изображены именно Василий, Николай и Георгий, еще предстоит разгадать.