Церковь Николы Ратного в Кашире
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Троицкая церковь считается одной из лучших по своей архитектуре в Кашире. Храм, построенный в 1815 году на средства купчихи Мавры Ждановой, также называют церковью Николы Ратного. Это название напоминает о давнем военном прошлом города, служившим оборонительным форпостом на южных рубежах Московского государства. «Благородство», «вельможность», «просветленность» – такими необычными эпитетами наделяли искусствоведы архитектуру Троицкой церкви Каширы.
Троицкую церковь называли и до сих пор называют Ратной или Ратновской по местной одноименной святыне – иконе святителя Николая Чудотворца. По мнению дореволюционного историка и публициста П.И. Малицкого, название «Никола Ратный» икона получила, так как находилась когда-то в ополчении или рати. Святыня напоминала о каком-то забытом военном эпизоде, которых было не мало в истории города на Оке.
В конце XVI века Кашира пережила много бед, приведших к ее полному разрушению. В 1571 году город был сожжен отрядами Девлет-Гирея. В 1592 году Каширу разгромил Фети-Гирей. В 1596 году остатки крепости и окрестные селения были разорены новым набегом крымских татар. В результате от города осталось одно пепелище, а уцелевшие жители разбежались по округе. Спустя годы на старом месте восстанавливать город не стали, выбрав для новой крепости противоположный высокий берег Оки – нынешнее расположение Каширы.
В первой половине XVII столетия Кашира все еще оставалась больше военным, чем экономическим центром, так как угроза набегов крымских татар с юга не исчезала. В писцовой книге 1627 года есть указание на церковь ратных жителей Каширы, живших возле деревянной городской крепости: «На посаде церковь Николая Чудотворца, древяна, клецки поставленье ратных людей». Возможно, эта церковь находилась в другом месте: в Пушкарской слободе, на месте разобранной Никольской часовни 1825 года. Тем не менее, эту старинную деревянную церковь можно считать исторической предшественницей нынешнего прихода Николы Ратного.
Во второй половине XVII века военное значение Каширы стало падать из-за продвижения оборонительных рубежей государства к южным городам: Путивлю, Рыльску, Севску и др. Документы свидетельствуют, что к концу XVII века число пушкарей, стрельцов, воротников и необходимых в военном деле кузнецов сократилось в Кашире почти в три раза. Сгнила и развалилась за ненадобностью деревянная крепость с башнями, забросили строительство земляных оборонительных валов. Одновременно с этим число посадских людей, торговцев и ремесленников росло. Город менял свое лицо: из ратного становился купеческим.
Краевед Евгений Самохин приводил в своих очерках местную легенду о каширском рекруте Ждане Скорняке, которого сопровождала небольшая икона Николы Ратного в войне со шведами. За отвагу, проявленную в бою, якобы сам царь Петр I щедро наградил каширянина. Вернувшись домой, Ждан Скорняк вложил деньги в кожевенное дело, и, разбогатев, поставил деревянный храм, в котором поместил памятную икону Николая Чудотворца. Внуком этого Ждана и был, согласно легенде, купец Николай Николаевич Жданов, который вместе с супругой Маврой Федоровной считается храмоздателем нынешней каменной Троицкой церкви.
Существует иконографический тип «Николы Ратного», который иногда отождествляют с Николой Можайским. Чаще всего святитель изображен в полный рост с мечом в правой руке и маленькой городской крепостью – в левой. Примерами подобной иконографии служат также образы «Николы Ратного» из Белгородской области или «Николы Зарайского», где святой изображен без меча и с Евангелием в левой руке.
Архимандрит Геронтий (Кургановский), совершивший поездку в Каширу в 1899 году, отмечал, что в Троицкой церкви хранился именно резной образ Николы – то есть деревянная скульптура. Вероятно, каширский образ по древности почитания стоял в одном ряду с подобными подмосковными святынями: Николой Можайским, Николой Радовицким и Николой Пахринским. Среди других чтимых икон Троицкого храма Каширы в конце XIX века были образы Божией Матери «Утоли моя печали», великомученика Пантелеимона и Спаса Нерукотворного.
Троицкая церковь в Кашире была построена в начале XIX века в формах зрелого классицизма, заслужив самых высоких оценок специалистов архитектуры XX столетия. В справочнике «Памятники архитектуры Московской области» отмечено, что церковь выделятся среди других городских построек этого ряда «особым благородством и выразительностью художественных форм, совершенством пропорций».
Намного выше Успенского собора и Введенского храма ставил Троицкую церковь профессор А.И. Некрасов в своей работе 1928 года «Художественные памятники Москвы и городов Московской губернии». Вот что он писал: «Лучше всего купол; плоский, широкий на коротком барабане, он охватывает всю ширину нижнего куба… Создается какая-то «вельможность» масс; пространство внутри – почти ротонда; так как над ним доминирует купол, при посредстве парусов опирающийся на массивные стены». Искусствовед даже отмечал некоторое сходство приемов неизвестного архитектора с творчеством петербургских зодчих, в частности знаменитого Ивана Егоровича Старова.
На первый взгляд в облике Троицкой церкви нет чего-то поразительного и броского. Композиция здания вполне традиционна для этого стиля и эпохи. Не обладает церковь ни богатством декора, ни большими размерами. Ф.В. Разумовский в книге «На берегах Оки» указывал на две уникальные вещи в ее облике. Он вновь обращал внимание на ротонду купола Троицкой церкви, называя ее «самой выразительной и поэтичной» среди ротонд города. Также он отмечал «глубоко прочувствованную» пропорциональную связь ротонды с основным объемом здания.
Вот как это описывал Ф.В. Разумовский: «Именно благодаря этой счастливо найденной пропорциональной связи – сложной и уж вовсе не однозначной – в облике памятника необыкновенно полно реализовано важнейшее свойство классицизма: преодолен реальный вес кладки. Все формы здания легки, но не легковесны. Просветленность – вот, пожалуй, словесный эквивалент его художественного образа».
В 1930-х годах была разобрана красивая двухъярусная колокольня Троицкой церкви, которая стояла отдельно от основной части храма. Колокольня была возведена на средства Николая Николаевича Жданова в 1801 году еще при старой кирпичной церкви. Купцом Ждановым в начале 1800-х годов была также возведена трапезная часть храма с Благовещенским и Никольским приделами. В 1815 году после смерти купца его супругой Маврой Ждановой был возведен ныне сохранившийся основной храм.
А.И. Некрасов, заставший звонницу Троицкой церкви всего за два года до ее уничтожения, писал о ней так: «Мощью и сочностью характеризуется относительно невысокая, отдельно стоящая колокольня с колоссальными пролетами всего двух ярусов».
В 2018 году около Троицкой церкви Каширы был установлен памятник преподобному Сергию Радонежскому работы сергиево-посадского скульптора Сергея Сережина. По преданию, чтимый русский святой останавливался на отдых недалеко от Каширы во время своих дальних пеших путешествий поблизости от нынешнего Троицкого Белопесоцкого монастыря. Еще один скульптурный образ преподобного Сергия в этих краях можно увидеть у Троицкой церкви села Лужники городского округа Ступино. Он был установлен в 2007 году стараниями скульптора Михаила Шандуренко.