Церковь в усадьбе Трубецких вблизи Хотьково
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери в деревне Ахтырка Сергиево-Посадского городского округа – это единственная сохранившаяся постройка уникального комплекса усадебных зданий в стиле московского ампира, созданного по проекту архитектора А.С. Кутепова в 1820-е годы. Искусствовед А.Н. Греч называл утраченную усадьбу в Ахтырке лучшим произведением этого зодчего. По преданию, все постройки усадьбы погибли в пожаре, намеренно устроенном ее бывшим хозяином после революции. Церковь Ахтырской Божией Матери была возведена при князьях Трубецких, которые владели имением с 1734 по 1879 годы. Название церкви произошло от списка Ахтырской иконы – семейной реликвии Трубецких.
«На редкой старинной литографии представлен ландшафт, точно нарисованный мягкой карандашной техникой. На пригорке, спускающемся к воде, раскинулся дом в стиле ампир… За домом виднеется шпиль колокольни, слева – спускающаяся к воде аллея. Под литографией надпись «Ахтырка»…С противоположного берега запруженной здесь речки Вори не раз писали его акварелью и масляными красками художники-любители, бывшие в усадьбе Трубецких…Против дома, заслоняя двор, стоит и сейчас каменная, конечно также ампирная, церковь с колокольней». Так описывал в сочинении «Венок усадьбам» былую красоту Ахтырки искусствовед А.Н. Греч.
В Ахтырке родились и выросли знаменитые братья философы Сергий и Евгений Трубецкие – сыновья музыковеда Николая Петровича Трубецкого. Евгений Николаевич Трубецкой в своих мемуарах «Из прошлого» подробно описывал особенный строй жизни в этой подмосковной усадьбе, расположенной недалеко от Покровского монастыря в Хотьково и Троице-Сергиевой лавры. Философ писал: «Что это была за духовная атмосфера? Может быть, это самообман, может быть, это только мое личное ощущение, но мне и теперь, через сорок лет после нашего последнего отъезда из Ахтырки, кажется, что мы там дышали благодатью, словно благодатью был там полон каждый глоток воздуха».
Ахтырка находится примерно в 20 километрах от Троице-Сергиевой лавры, а еще ближе – Хотьковский монастырь, где погребены родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл и Мария. Братья Трубецкие часто совершали паломничества в эти знаменитые обители, в том числе и потому, что их дедушка генерал Петр Иванович Трубецкой и прабабушка Наталья Сергеевна – устроительница храма в Ахтырке – были похоронены в Троице-Сергиевой лавре. В своей усадьбе на берегу реки Вори генерал Петр Иванович Трубецкой установил колонну-кенотаф в память о матери с поэтическим посвящением: «Ты местность эту сотворила. Храм Божий, воды, дом и сад. Саму природу победила, всему дав стройный дивный лад». Памятник Наталье Сергеевне Трубецкой, прабабушке братьев Трубецких, сохранился. Старинную колонну в честь храмоздательницы можно увидеть около Ахтырской церкви.
Евгений Николаевич Трубецкой вспоминал, что над их детскими кроватями в Ахтырке всегда висели образки преподобного Сергия, а его старшего брата Сергея назвали в честь великого Радонежского чудотворца. Более того, Е.Н. Трубецкой считал близость к Троице-Сергиевой лавре определяющей для мировоззрения и творчества религиозного философа Сергея Трубецкого: «Хотьковым и лаврой полны все наши ахтырские воспоминания…Миросозерцание моего брата… и внутренняя музыка его существа насквозь насыщены густым звоном лаврских колоколов и носят на себе печать великой народной русской святыни».
Второе июля по старому стилю – праздник Ахтырской иконы Божией Матери – во времена генерала Петра Ивановича Трубецкого (деда упоминавшихся братьев-философов) отмечался в деревне парадом и народными гуляниями. С самого утра между усадебным домом и Ахтырской церковью ставились палатки, где торговали пряниками, семечками и прочими угощениями. В церкви служилась торжественная литургия, на которой присутствовала княжеская семья. Целый день крестьяне водили хороводы и пели песни, а вечером к народу выходил генерал Трубецкой. Сидя в кресле на открытой террасе, он наблюдал за увеселениями и конкурсами, в которых участвовали молодые деревенские жители. В конце гуляний все женщины из Ахтырки и деревни Золотилово получали от барина подарки – бусы, платки и ленты.
Явление Ахтырской иконы, в честь которой получила свое название церковь в подмосковном имении Трубецких, а затем и село, произошло в 1739 году в Харьковской губернии (теперь город Ахтырка Сумской области Украины). Этот образ Божией Матери принадлежит к числу наиболее прославившихся русских икон. В начале XVIIIвека в Покровской церкви села Ахтырка Харьковской губернии служил благочестивый священник Василий Данилов, который случайно во время сенокоса обнаружил в траве икону Божией Матери, источавшую ослепительный свет. Священник упал на колени, прочел молитвы Богородице и отнес находку домой. Три года образ Божией Матери пробыл в доме священника. Всякий, кто хотел ночевать в комнате, где стояла икона, начинал испытывать необъяснимый страх. От воды, которой священник очищал икону от пыли, исцелилась его дочь, больная лихорадкой, а затем и сын местного иконописца. Так священник понял, что образ обладает чудодейственной силой, и что ему лучше находиться в церкви.
Бригадиру А.Л. Лесовицкому и полковому старшине было дано поручение расследовать чудеса, которые произошли от новой иконы в Ахтырке. Дело о чудотворной иконе дошло до Петербурга, поступило в Святейший Синод и стало известно самой императрице Елизавете Петровне. Власти назначили следствие, во время которого были допрошены под присягой все очевидцы и исцелившиеся. В 1751 году Святейший Синод постановил почитать Ахтырскую икону Божией Матери чудотворной.
Царица Елизавета Петровна решила воздвигнуть на месте обретения новой святыни в Харьковской губернии большой каменный храм, на который лично пожертвовала две тысячи рублей – огромную по тем временам сумму – и привлекла к созданию проекта придворного архитектора Растрелли. В 1768 году, уже после кончины Елизаветы Петровны, великолепный собор в украинской Ахтырке был освящен.
В 1748 году произошло событие, которое сделало Ахтырскую икону известной среди российской знати в Москве и Петербурге. Возможно, с этого времени началось почитание этого образа и в княжеской семье Трубецких – владельцев подмосковной Ахтырки. Этим событием стало чудесное явление баронессе Ведель, которая остановилась в пути в Ахтырке Харьковской губернии. Во сне ей явилась Пресвятая Богородица и предрекла скорую смерть, повелев раздать свои богатства церкви и нищим. При этом Божия Матерь обещала стать покровительницей двух малолетних дочерей баронессы. Предсказание в точности сбылось: знатная женщина, исполнив повеление, вскоре скончалась, а судьба девочек была удачно устроена – обе были взяты на воспитание императрицей во дворец, а впоследствии выданы замуж за вельмож.
«Недавнее пепелище заросло травой, крапивой и бурьяном; одиноко и оголено стоит церковь, больше не ведет никуда дорога, охваченная пилонами въездных ворот…Над пепелищем склонили свои ветви плакучие березы, точно на кладбище». Так описывал подмосковную Ахтырку искусствовед А.Н. Греч в 1920-е годы. К счастью, его мрачная картина оказалась справедливой не во всем. Великолепный храм Ахтырской Божией Матери был восстановлен из руин, и сегодня остается замечательным памятником существовавшей здесь усадьбы Трубецких.