Чернево – подмосковная вотчина Соловецкой обители
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Еще недавно храм Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», в селе Чернево Зарайского района представлял собой руины: недалеко от местного кладбища стояли кирпичные стены без крыши, куполов и крестов. В 2017 году на средства Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь была проведена реставрация церкви, и уже с сентября 2018 года в храме стали совершаться регулярные богослужения. Во время строительных работ в фундаменте церкви реставраторами была обнаружена старинная надгробная плита, обратившая внимание исследователей на историю села Чернева.
Село Чернево Зарайского района Московской области исторически относилось к Каширскому уезду Тульской губернии, поэтому историю храма Смоленской Божией Матери нужно искать в книге «Приходы и церкви Тульской епархии» П.И. Малицкого, изданной в 1895 году. В краткой справке о церкви в этой книге приводится давнее предание о происхождении названия села Чернево. Считалось, что некогда владелец села Прохор Ширин подарил свою вотчину Соловецкому монастырю, поэтому, став монастырским селом, оно и получило название Чернево, то есть принадлежащего чернецам.
На фото Одигитриевская церковь в 2016 году
В книге А.А. Савича «Соловецкая вотчина XV-XVIIвв.» предание о принадлежности Чернева знаменитому монастырю на Белом море подтверждается. Сохранилась запись 1688 года, сделанная архимандритом Иннокентием, келарем Игнатием и казначеем Фирсом, о том, что Семен Прович Ширин подарил монастырю «свою вотчину в Каширском уезде, в Ростовском стану, в селе Архангельском (оно же Чернева) 209 четвертей с осминою, да в пустошах: Кононово – 40 четвертей, Руднево Рязанского уезда 50 четвертей, Сухотино 40 четвертей, Новоселки 50 четвертей, а всего 419 четвертей, с осминою со всеми угодьями по писцовым и переписным книгам, и с крестьянами, которые проживали в селе Архангельском». От предания, записанного П.И. Малицким, это свидетельство отличается лишь именем владельца Ширина – здесь он не Прохор, а Семен Прович. Возможно, имя Пров могло употребляться и как сокращенный вариант имени Прохор.
Семен Прович Ширин, по-видимому, не имел наследников. Косвенно это подтверждает замечательная находка, сделанная осенью 2017 года рабочими реставрационной компании «Коэнергия»: в цоколе храма была обнаружена хорошо сохранившаяся надгробная белокаменная плита младенца Митрофана Семеновича Ширина, скончавшегося в 1662 году. К слову, находка стала поводом для большого и подробного исследования истории семьи Шириных, представленного на сайте реставраторов. После кончины наследника бездетная супружеская чета завещала свои вотчины Соловецкому монастырю. Со своей стороны монастырь обязывался вечно поминать супругов Шириных и их родителей. Считается, что в 1711 году незадолго до смерти владелец Чернева Семен Прович принял монашеский постриг. Не исключено, что инок был погребен на Соловках.
А.А. Савич видел в этой передаче Чернево и других владений Ширина Соловецкому монастырю в 1688 году свидетельство живучести «вотчинных традиций». Закон неоднократно запрещал передавать земли монастырям «на помин души», потому что эта практика приводила к неограниченному разрастанию церковных земель. Еще в 1580 году появился запрет на дарение вотчин монастырям, а в 1584 году были запрещены и другие способы приобретения земель духовенством. Наконец, в 1649 году Соборное уложение вновь подтвердило правило: «в монастыри ни у кого родовых, и выслуженных, и купленных вотчин не покупать и в заклад не имать, и за собою не держать. И по душам в вечный поминок не имать никоторыми делы…» Однако Семен Прович Ширин в 1688 году, то есть через сорок лет после строго запрета подобных завещаний в Соборном уложении, подарил вотчины соловецким монахам.
Во второй половине XVIIвека Соловецкий монастырь вопреки царским указам расширил свои владения в окрестностях Москвы, причем не только за счет Чернево, но и за счет создания Новосоловецкой пустыни в Марчугах на реке Москве. Строителем подмосковной пустыни стал протопоп Благовещенского собора в Москве Стефан Нифонтов. В 1653 году к пустыни были отведены земли и угодья в Марчугах, а после опустошительного половодья, Стефан перенес обитель в другое место – «выморную» (обезлюдевшую после мора) деревню Фаустово нынешнего Воскресенского района. Впоследствии там был выстроен Новосоловецкий монастырь, который сохранился до нашего времени. В правление Екатерины II обитель была упразднена, а храмы обращены в приходские, но в наше время пустынь в Фаустово вновь стала подворьем Соловецкого монастыря.
Передача Семеном Провичем Шириным своей вотчины Чернево Соловкам произошло на фоне важного исторического события – всего через двенадцать лет после «Соловецкого сидения» 1668-1674 годов. В 1657 году из Москвы в северную обитель были присланы новые богослужебные книги, исправленные в ходе реформ патриарха Никона. Соловецкие монахи не приняли книг, и продолжали служить по старому обряду. В 1668 году после Большого Московского Собора, осудившего противников церковных реформ, монастырь осадили царские войска, но мощная крепость с большим запасом еды и воды, оснащенная пушками, могла долго сопротивляться стрельцам. Лишь измена одного из иноков решила исход многолетнего «сидения». Царские войска тайно проникли в монастырь, и сопротивление было подавлено. Сложно сказать, руководствовался ли С.П. Ширин симпатией к старому обряду, завещая вотчину именно Соловецкому монастырю – разгромленной твердыне дореформенного церковного строя. Примечательно, что в XIXвеке исследователь раскола в Тульской губернии Григорий Иванович Панов нашел в селе Чернево Каширского уезда странное религиозное сообщество, уклад жизни которого напоминал некоторые толки староверов-беспоповцев.
В XIXвеке Чернево находилось на границе трех губерний: Тульской, Рязанской и Московской. Примерно на одинаковом расстоянии от Чернево стоят Кашира, Зарайск и Озеры, поэтому неудивительно, что в церковном строительстве и обновлении храма в это время участвовали купцы соседних губерний и уездов. В 1871 году сгорела старая деревянная церковь Архангела Михаила, по которой село имело второе название Архангельского, а уже в 1875 году крестьянин Московской губернии Иван Прокофьевич Карякин построил в Чернево кирпичный храм с новым посвящением Смоленской иконе Божией Матери, именуемой «Одигитрия». Иван Прокофьевич был жителем села Горы нынешнего Озерского района, которое с середины XIXвека стало одним из местных фабричных центров. В селе было две церкви и три бумажные фабрики богатых крестьян: ктитора черневской церкви Карякина, а также Саламатина и Крюкова. На деньги другого озерского фабриканта купца М.В. Моргунова были построены церковные дома для причта храма в Чернево. Недавно общине храма передали старинное двухэтажное здание причта, восстановить которое еще предстоит.