Два монастыря преподобного Ферапонта
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
В Лужецком Ферапонтовом монастыре Можайска находятся мощи почитаемого русского святого – преподобного Ферапонта Белозерского. Древняя обитель стоит в живописном месте возле излучины Москвы-реки на северной окраине города. В соседней с монастырем деревне Исавицы находится святой колодец, который по церковному преданию был вырыт преподобным в 1408 году.
Церковная история связывает два непохожих и далеких друг от друга региона нашей страны: русский север и западную часть Подмосковья. От знаменитого Белозерского Ферапонтова монастыря в Вологодской области тянутся нити к подмосковным городам Волоколамску, Истре и Можайску. Преподобный Ферапонт, уроженец Волоколамска, в XV веке основал в северных краях Белозерский Ферапонтов монастырь, а в конце жизни положил начало еще одной обители, но уже в подмосковном Можайске. Здесь по сей день находится гробница с мощами устроителя двух столь разных «Ферапонтовых» монастырей: подмосковного Лужецкого и вологодского Белозерского.
В XVIIвеке между Белозерской землей и Подмосковьем протянулась еще одна нить. Царь Алексей Михайлович сослал в северный Ферапонтов монастырь опального патриарха Никона – церковного реформатора, а также создателя знаменитого подмосковного Нового Иерусалима. Годы пребывания Никона в Белозерской земле стали периодом неожиданного подъема увядавшей отдаленной обители. Найти свое последнее пристанище Никону, также как и преподобному Ферапонту, было суждено под Москвой, а не на севере. Новый царь Федор Алексеевич, взойдя на престол после отца, помиловал бывшего патриарха и разрешил ему вернуться в его любимый Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь на Истре. К несчастью, Никон скончался по дороге из ссылки, но его тело довезли до Нового Иерусалима.
С подачи путешественника и писателя первой половины XIXвека Андрея Николаевича Муравьева за Белозерской стороной закрепилось имя «Северной Фиваиды». Фиваида древняя – это пустынная область в Египте, окружавшая Фивы. В этих землях в первые века христианства селились многие отшельники и пустынники. Русский север радикально отличался от африканских пустынь климатом и ландшафтом, но был близок им по духу, став местом, которое притягивало к себе иноков. Выходит, что патриарх Никон из своего Нового Иерусалима, подражавшего ближневосточным святыням Палестины, был сослан в «Новую Фиваиду», ставшую символической преемницей земли древнейших христианских монашеских общин.
Святой Ферапонт, в миру Федор Поскочин, сначала поселился в Симоновом монастыре под Москвой. Настоятель этой обители часто отправлял монаха с различными поручениями в разные города и монастыри. Однажды Ферапонту довелось ехать в далекую Белозерскую страну – бескрайнюю пустыню, состоящую из лесов, болот и озер. Суровая красота дикой природы произвела неизгладимое впечатление на инока. По возвращении из дальней поездки Ферапонт нашел единомышленника монаха Кирилла, вместе с которым покинул Симонов монастырь и отправился на север. Иноки основали там два монастыря: Кириллов-Белозерский, а затем и Ферапонтов-Белозерский.
Белозерская земля, несмотря на свою отдаленность от Москвы, еще в конце XIVвека находилась в зависимости от московского великого князя. Дмитрий Донской в своем завещании отдал Белозерск в удел своему третьему сыну Андрею, «столицей» которого был город Можайск. В ходе междоусобной борьбы между наследниками Дмитрия Донского за великокняжеский престол Андрей был верным союзником старшего брата Василия и его сына Василия Васильевича Темного. Другой стороной в этой схватке, продолжавшейся четверть века, был амбициозный князь Юрий Звенигородский – второй сын Дмитрия Донского.
Кирилл и Ферапонт начинали свою жизнь в Белозерской земле с шалаша и землянки среди болот, однако со временем здесь выросли два монастыря, слава о которых разнеслась по многим городам. Наместник можайского князя в Белозерске лично встретился с отшельником Ферапонтом и пересказал потом свои впечатления Андрею Дмитриевичу. Услыхав о новом подвижнике в своем уделе, князь захотел иметь такого молитвенника ближе к себе. Андрей упросил Ферапонта приехать в Можайск для беседы, а по прибытии старца, не отпустил его обратно на север. Князь настоял, чтобы святой основал новую обитель. Так появился Ферапонтов монастырь недалеко от Можайска, названный Лужецким из-за своего расположения вблизи лугов реки Москвы.
В советские годы по соседству с монастырем было устроено футбольное поле, поэтому местные жители нередко зовут Лужецкую обитель «монастырем у стадиона». В обители три церкви: главный пятиглавый Богородице-Рождественский собор, где покоятся мощи святого Ферапонта, кубической формы надвратная Спасо-Преображенская церковь, а также храм Введения Богородицы, который венчает небольшой голубой купол без креста. Среди других сохранившихся построек интересна отдельная шатровая колокольня, в нижнем ярусе которой устроена усыпальница рода Савеловых.
В четырехстах метрах от стен монастыря в деревне Исавицы бьет святой источник, который по преданию выкопал сам преподобный Ферапонт в 1408 году. Этот колодец в советские годы был засыпан, но в наши дни его восстановили. Источник святого Ферапонта хорошо благоустроен. Здесь находятся добротные новые срубы часовни и купален, звонница, интересная мозаичная икона святого и церковные лавки. Территория родника украшена приятным ландшафтным дизайном. Сам Лужецкий монастырь, в отличие от источника, оставляет впечатление некоторой запущенности, хотя неторопливые восстановительные работы ведутся. Тем не менее, несколько обветшавшие стены обители, быть может, лучше передают дух глубокой старины, чем благоустроенное, но подчеркнуто «новодельное» пространство монастырского источника.