Голгофа в Ново-Иерусалимском монастыре
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Голгофа – это невысокий холм за стенами древнего города Иерусалима, где был распят на кресте Иисус Христос. С еврейского языка слово Голгофа переводится, как «череп» или «лоб». Так называли этот холм из-за его округлой формы. Недавно в подмосковном Ново-Иерусалимском монастыре после реставрации открылся доступ к своей Голгофе – небольшому приделу на втором ярусе собора. Здесь рядом с деревянным распятием времен Никона находится церковь Страстей Господних с образом Божией Матери «Семистрельная» в иконостасе.
Кипарисовый крест Никона
Путешественник и писатель XIXвека Андрей Николаевич Муравьев так описывал Голгофу в Ново-Иерусалимском монастыре: «О, как живо напомнила мне сия Воскресенская Голгофа Голгофу Палестины, как утешительно повторились опять моему сердцу священные ночи Страстной седмицы, проведенные на сем искупительном утесе, который одолел врата ада! Молча стоял я и припоминал себе каждое мгновение, каждое место молитвы; я смотрел на высокий кипарисовый крест и не сожалел, что не было пред ним престола, как в Иерусалиме! Иконостас алтаря закрыл бы неправильный уступ утеса, где водружен был самый крест».
Крест Ново-Иерусалимского монастыря был освящен патриархом Никоном в 1662 году. Хотя деревянные распятия можно увидеть почти в каждом православном храме, крест Ново-Иерусалимского монастыря имеет ряд уникальных черт. Он сделан из кипариса – дерева, из которого сооружали кресты в Палестине во времена Римской империи. Длина креста составляет около трех с половиной метров, а изображение тела распятого Христа сделано в естественный человеческий рост. Над головой Иисуса находится табличка, на которой трижды на еврейском, греческом и латинском языке написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». На распятиях большинства храмов ограничиваются криптограммой «ИНЦИ» – первыми буквами слов фразы на славянском языке. Все эти детали по задумке Никона делали крест не просто образом, а максимально точным подобием подлинного креста Христова.
За несколько лет до Ново-Иерусалимского креста Никон создал подобную копию распятия для Онежского Крестного монастыря. Эта реликвия стала называться Кийским крестом. Как и распятие Ново-Иерусалимского монастыря, он был тоже сделан из палестинского кипариса «мерою и подобием креста Христова». В отличие от Ново-Иерусалимского креста на нем нет изображения тела Спасителя и надписи вины казнимого на трех древних языках. Зато в Кийский крест Никон вставил больше ста частиц мощей святых и других христианских реликвий.
Кийский крест получил такое название по острову Кий на Белом море. До избрания патриархом Никон жил в ските на острове Анзер недалеко от Соловков, но из-за ссоры с игуменом покинул обитель. Никон плыл на лодке и попал в шторм. Чудом иноку удалось спастись: судно прибило к берегам Кий-острова. В благодарность за спасение Никон дал обет Богу построить на этом острове монастырь. Став патриархом, Никон исполнил обещание. Он возвел Онежский Крестный монастырь, куда поместил кипарисовый крест – точную копию креста Христова. В XXвеке реликвия была вывезена из северного монастыря и оказалась в запасниках Исторического музея в Москве, а в 1991 году ее передали в столичный храм Сергия Радонежского в Крапивниках.
Голгофская церковь – придел Страстей Господних
Боковой придел у кипарисового креста Ново-Иерусалимского монастыря издавна называли Голгофской церковью или приделом Страстей Господних. Голгофская церковь была любимым местом служения патриарха Никона. При жизни он успел освятить в большом Воскресенском соборе только три алтаря: Голгофский, Предтеченский и Успенский. Никон велел похоронить себя под Голгофой в Предтеченском приделе, что и было исполнено после его смерти. Последнюю литургию в своей обители на реке Истре перед судом 1666 года и дальней ссылкой Никон отслужил именно в боковой церкви у Голгофы.
Красивый иконостас этого придела украшают иконы, сюжет которых посвящен страданиям и смерти Иисуса Христа. Медальоны со сценами предательства Иуды, суда, бичевания, крестного пути, распятия, погребения заменяют сюжеты годовых двунадесятых праздников обычных иконостасов. По правую и левую сторону от царских врат алтаря помещены иконы Богородицы и Спасителя, которые также посвящены теме Страстей Господних. В Голгофской церкви Иисус Христос изображен в терновом венце, багрянице и с посохом, которые ему дали римские солдаты. Так они насмехались над ним, наряжая в «Царя Иудеского». Теме страданий Спасителя посвящена и икона Богородицы «Семистрельная» с левой стороны от царских врат.
На дьяконских дверях придела Страстей Господних изображены святая мученица Екатерина и апостол Петр, а не архангелы или дьяконы Стефан и Лаврентий, как на большинстве обычных иконостасов. В XVIII веке придел Страстей Господних украсила и вторично освятила императрица Екатерина II. Вот почему на левой дьяконской двери появилась небесная покровительница царицы святая мученица Екатерина, а на правой – апостол Петр, который был покровителем ее супруга Петра III.
«Семистрельная» Божия Матерь
Образ Богородицы «Семистрельная», который помещен в иконостасе Голгофской церкви, имеет необычную символику. Божия Матерь изображена без младенца Иисуса, а ее руки сложены крестообразно в области сердца. В этом месте сходятся семь небольших стрел или точнее мечей: четыре с левой стороны и три справа. Число семь в библейской традиции означает полноту и законченность. Семь мечей говорят о полноте горя Марии, видевшей казнь сына.
Есть две похожие на «Семистрельную» иконографии: «Умягчение злых сердец» и «Симеоново проречение». В книге «Богоматерь» Е.Поселянина «Умягчение злых сердец» и «Симеоново проречение» – это два варианта названия одного и того же типа иконы. Однако оба они отличаются от «Семистрельной» иным расположением мечей. На иконах «Умягчение злых сердец» и «Симеоново проречение» изображают три меча слева, три справа и один снизу.
Существовали и другие иконографии близкие к «Семистрельной» и «Умягчению злых сердец». На некоторых иконах изображался только один меч, направленный в сердце Божией Матери, а снизу помещались орудия страданий Христа: крест, гвозди, копье, терновый венец и другие. Еще одна подобная икона – «Страстная» – по внешним деталям заметно отличается от «Семистрельной», но близка ей по содержанию. На этой иконе изображается Мария с Иисусом на руках, и ангелы, которые держат перед младенцем крест, копье и трость.
Символика «Семистрельной», «Умягчения злых сердец» и «Страстной» имеют сходное толкование. Согласно Евангелию, Мария и Иосиф принесли младенца Иисуса на сороковой день после рождения в Иерусалимский храм. Там Марию встретил праведный Симеон, которому Бог обещал, что он не умрет, пока не увидит Мессию. Старец взял младенца на руки и узнал в нем будущего Спасителя. Он благословил Иисуса и произнес молитву: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Затем Симеон обратился к матери Иисуса и сказал ей пророчество: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и тебе самой оружие пройдет душу». Последняя фраза стала основой для символики «Семистрельной» иконы и икон подобного рода. Описанной в Евангелии встрече Симеона и Богоматери с Иисусом посвящен церковный праздник Сретения Господня. Он отмечается 15 февраля по новому стилю, и в этом году выпадает на дни Масленицы.