Храм мученика и патриарха в Ногинске
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
На берегу реки Клязьмы в историческом центре Ногинска стоит главный храм города – Богоявленский собор. Здесь находятся мощи священномученика Константина Голубева, убитого за веру в 1918 году. Многие годы место расстрела и захоронения священника в роще за городским стадионом «Автомобилист» почиталось верующими. В 1995 году его останки были обретены, а с 2004 года выставлены в раке в Богоявленском соборе. В 1920-х годах на клиросе в Богоявленском соборе пел будущий патриарх Пимен Извеков. Об этом напоминает мемориальная доска у входа в храм и бронзовый памятник патриарху, поставленный недалеко от собора.
Священномученик Константин Голубев родился в селе Барановка Вольского уезда Саратовской губернии. Эта местность была известна как раскольничий край, где десятки селений принадлежали разным староверческим толкам. В Барановке, как сказано в житии священномученика, насчитывалось четыре согласия: спасовцы, поморцы, беглопоповцы и поповцы Белокриницкой иерархии. Спасовцы преобладали среди других направлений, но и они, в свою очередь, делились еще на четыре толка. Константин Голубев был сыном псаломщика православной церкви села Барановки. Поступив в Саратовскую духовную семинарию, он почувствовал призвание к миссионерскому служению среди раскольников и сектантов. К. Голубев не стал принимать священнического сана, а присоединился к образованному в Саратовской епархии миссионерскому Братству Святого Креста. Вернувшись в родную Барановку, молодой миссионер занялся религиозным просвещением односельчан. Почти двадцать лет Константин Голубев работал миссионером в Саратовской епархии, соединив с синодальной церковью старообрядцев, молокан и сектантов.
В 1895 году в жизни миссионера произошел поворот. В возрасте сорока трех лет он принял священный сан, и был направлен служить в Московскую губернию. Богородский уезд являлся в то время центром раскола в окрестностях старой столицы, хотя здесь, в отличие от Вольского уезда Саратовской губернии, преобладали не беспоповцы, а приверженцы Белокриницкого согласия. К этому толку принадлежал и богородский фабрикант Арсений Иванович Морозов, владелец Глуховской мануфактуры. Иерей Константин Голубев стал настоятелем Богоявленского собора Богородска, продолжая противораскольническую деятельность уже в новом качестве и на новом месте. Кроме староверов священник обнаружил здесь «братчиков», баптистов, пашковцев и адвентистов.
Массовые репрессии против духовенства, расстрелы и закрытие храмов наступили не сразу после революции 1917 года. Большинство прославленных в лике священномучеников XXвека погибли в конце 1930-х годов. Однако Константин Голубев стал одним из первых пострадавших за веру. Осенью 1918 года священник был арестован новой властью и вскоре расстрелян на окраине города в лесу. В «Житиях новомучеников и исповедников Российских XXвека Московской епархии» игумена Дамаскина Орловского сказано, что овраг в роще, ставший могилой священника, долгое время почитался жителями Богородска-Ногинска: «На могиле часто служились панихиды, горела лампада, сюда приносили иконы и цветы. Безбожники, обнаруживая эти знаки почитания, уничтожали могильный холм». В ноябре 1995 года могила священномученика Константина была вновь обретена, а мощи перенесли сначала в Тихвинский храм Ногинска, а в 2004 году – в Богоявленский собор, где до революции служил пастырь.
В 1918 году, когда совершилась расправа над священномучеником Константином, будущему патриарху Пимену – Сергею Михайловичу Извекову – исполнилось восемь лет. Мальчик жил с родителями в Богородске, его отец работал механиком на Глуховской фабрике. Михаил Карпович Извеков изготовил необычное паникадило для Тихвинского храма Богородска в виде огромного креста. Валентин Никитин в книге о патриархе Пимене писал: «Составленный из разноцветных стекол, крест излучал мягкий матовый свет. На гранях его светились разноцветные лампады». На погосте этой же Тихвинской церкви была похоронена мать патриарха Пелагея Афанасьевна. В 1920-х годах будущий иерарх пел в хоре Богоявленского собора Богородска.
На приходском сайте Богоявленского собора указано, что в алтаре хранится список иконы Владимирской Божией Матери, принадлежавший священномученику Константину Голубеву. Этот образ играл особую роль и в жизни патриарха Пимена Извекова. Пимен вспоминал: «Владимирский образ Божией Матери – это московская святыня, святыня тех мест, где я родился. Он был нашим семейным образом, он стал моим образом на пути иноческого делания. В день празднования этого же образа, по благословению Царицы Небесной, совершалась моя интронизация». В 1925 году пятнадцатилетним юношей Сергей Извеков приехал в Саровскую пустынь, желая стать монахом, но старцы наставили его ехать в Москву. Он прибыл в столицу в день праздника Сретения Владимирской иконы и был принят в число братии Сретенского монастыря. Спустя много лет, третьего июня 1971 года в день Владимирской иконы Божией Матери Пимен Извеков был избран патриархом Московским и всея Руси. В Богоявленском кафедральном соборе Москвы избранному патриарху после интронизации подарили еще один список Владимирского образа.
Почти двадцать лет Пимен руководил Русской церковью в условиях постоянного контроля и давления со стороны власти. Последние годы жизни и патриаршества Пимена были ознаменованы историческим событием – празднованием 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Это стало поворотным моментом в отношениях между государством и церковью, началом религиозной свободы.