Храм с самой высокой колокольней в Коломне
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
Церковь Иоанна Богослова расположена в историческом центре Коломны на бывшей Житной площади – нынешней площади Двух революций. Отличительной чертой архитектуры храма является его расположение внутри зданий старинных торговых рядов. Необычной святыней храма является древняя скульптурная икона Божией Матери и апостола Иоанна Богослова, которая изначально стояла над Ивановскими воротами Коломенского кремля. Пятиярусная колокольня Богословской церкви является самой большой в городе: ее высота составляет 56 метров. Украшенная часами-курантами башня возводилась в память о победе русских солдат в Отечественной войне 1812 года.
«Высокая, стройная, увенчанная шпилем колокольня на оси архитектурного комплекса организует центральную городскую площадь, играет существенную роль в панораме старой Коломны. Ее архитектура отличается зрелостью классических форм и тщательной детальной проработкой. Легко устремленные ввысь пять ярусов колокольни украшены многочисленными, преимущественно ионическими колоннами, вазами, изящной лепкой» – так описывается колокольня Богословской церкви Коломны в справочнике «Памятники архитектуры Московской области». Колокольня строилась на протяжении двадцати лет с 1826 по 1846 год. Она является доминантой сложного архитектурного ансамбля, в который входят Иоанно-Богословский храм и здания торговых рядов. Каменная церковь, являющаяся ядром этого ансамбля, была построена в 1733-1758 годы.
Согласно документам архива Министерства Юстиции деревянная церковь Иоанна Богослова существовала в Коломне еще во второй половине XVIстолетия. Первоначально она находилась внутри Коломенского кремля вблизи Свято-Троицкого (Ново-Голутвина) монастыря. До 1871 года на прежнем месте Иоанно-Богословской церкви стоял памятный знак, который, однако, убрал тогдашний владелец земли Ф.Рожков. Сохранившаяся кирпичная церковь была построена на новом месте – за стенами крепости на Житной (Лубянской) площади.
Местная храмовая святыня – две гранитные в рост человека статуи Божией Матери с Предвечным Младенцем и апостола Иоанна Богослова. По преданию, эта скульптурная икона, состоящая из двух частей, была создана в 1525-1531 годах и изначально помещалась над воротами Ивановской башни Коломенского кремля. Ивановские ворота относились к числу десяти несохранившихся башен старинной крепости: в начале XIXвека ее ветхие стены были разобраны на строительный материал. Видимо, после разборки башни каменные статуи перенесли в Иоанно-Богословскую церковь.
Вот что писал о редкой скульптурной иконе Н.Д. Иванчин-Писарев в «Прогулке по древнему Коломенскому уезду» 1844 года: «Башни крепости были некогда украшены изваянною и иконописною святынею: на Ивановских (уже несуществующих) воротах стояли иссеченные из камня две иконы: Богоматери и св. Иоанна Богослова. При сломке ворот их перенесли в ближайшую Богословскую церковь. Они стояли на воротах более трехсот лет. Я удивлялся изяществу стиля: вероятно ваятель был один из товарищей фряжских зодчих, строивших стены (Алевизы, большой и малый, были современники Микеланджело)». Иванчин-Писарев также упоминал, что игуменья Брусенского монастыря Коломны, расположенного неподалеку от бывших Ивановских ворот, долго судилась с духовенством Иоанно-Богословской церкви за право обладать этим святым изображением. Статуи были потеряны после закрытия храма в 1930-е годы, но во время реставрации в 1980-х годах они были вновь обнаружены в стенной нише.
Вернемся к ампирной колокольне Богословской церкви. Ее первый ярус украшает лепнина с изображением Ока Господня, вписанного в треугольник, от которого исходят лучи. Этот знак похож на масонский символ сияющей дельты, но в данном случае легко разгадать, почему он мог появиться на колокольне православного храма: точно такой же знак использовался на памятной медали императора Александра I, посвященной войне 1812 года. Ее обратную сторону украшали строки из 113 псалма: «Не нам, не нам, а имени Твоему». К слову, простые солдаты не всегда понимали значения символа Ока Господня (Всевидящего Ока) и толковали его иногда как око фельдмаршала Кутузова. Как известно, знаменитый полководец в 1774 году во время сражения был ранен в правый глаз. На фасаде колокольни установлена мемориальная доска с изображением упоминавшейся медали и указанием на то, что колокольня строилась в первой половине XIXвека в память о победе в Отечественной войне 1812 года.
Коломну миновало нашествие французов, хотя отдельные отряды неприятеля появлялись в Коломенском уезде в поисках провизии и фуража. Любопытен факт, что в Коломне останавливалась в 1812 году деревянная баржа-тюрьма, в которой по указу московского генерал-губернатора графа Ф.В. Ростопчина были заключены сорок московских знатных французов, высланных из старой столицы за несколько дней до сдачи города. Несмотря на скудость исторических эпизодов, связывавших Коломну и события 1812 года, кроме колокольни Богословской церкви в городе в XIXвеке был возведен еще один памятник Отечественной войне – Покровский храм на Посаде.
До революции в Коломне даже существовала особая религиозная и, одновременно, гражданская традиция устраивать на праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября по новому стилю) шествие по городу с хоругвями и иконами, завершавшееся благодарственным молебном Богу за избавление от нашествия французов. Свидетелем и участником такой процессии стал Можайский епископ и викарий Московского митрополита Игнатий во время поездки в Коломну в 1870 году: «Наступил день Покрова Божией Матери. В этот день каждогодно бывает крестный ход из Коломенского собора в Покровский приходской храм, с досточтимою святынею из разных церквей. Крестным ходом знаменуется воспоминание о избавлении города от угрожавшего нашествия французов в 1812 году, и начиная от духовенства, в нем участвуют все жители г. Коломны…Зрелище было величественное и торжественное!»
Колокольню церкви Иоанна Богослова, памятник Отечественной войны 1812 года, можно назвать одним из символов Коломны. О.П. Булич в книге 1928 года так описывал ее: «Наиболее цельными по выполнению первоначального замысла являются колокольня Новоголутвинского монастыря (1825 г.) и Богословской церкви. Последняя, самая высокая в городе, легко устремляется вверх многоярусным рядом богатых колонн ампира. По стройности общего целого она занимает среди колоколен города одно из первых мест. В ее рисунке и силуэте чувствуется рука незаурядного мастера».