Ильинская церковь в Верее
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
Храм пророка Илии в подмосковной Верее в советские годы оставался единственным действующим из пяти городских церквей. Хотя в 1930-е годы и он был закрыт, после Великой Отечественной войны верующим удалось добиться возобновления служб. С Ильинской церковью связана жизнь знаменитого старца св. Алексия Мечева – основателя и духовника «маросейской» общины в Москве. В доме старшей дочери рядом с Ильинской церковью отец Алексий отдыхал в летние месяцы. В этом доме в июне 1923 года он скончался от болезни сердца. Сегодня недалеко от храма открыт святой источник пророка Илии.
Сохранившийся пятиглавый двухэтажный храм пророка Илии был построен в XVIII столетии, но ему предшествовало несколько деревянных церквей. В книге В.И. Холмогорова, посвященной Верейской, Дмитровской и Троицких вотчин десятин, говорится, что в 1692 году по указу патриарха Адриана и челобитию жителей посадской части Вереи во главе с Захаром Маркеловым было велено построить «на старом церковном Ильинском месте... вновь церковь во имя пророка Илии».
В 1709 году священник Ильинской церкви Василий Григорьев ходатайствовал о строительстве рядом с «холодной» церковью еще и «теплой». Прошение было удовлетворено, и в 1711 году на посаде Вереи была построена новая деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. У Холмогорова указано, что антиминс для храма взял иеромонах московского Чудова монастыря Александр.
Интересно, что к Чудову монастырю питал особенную любовь московский старец Алексий Мечев, судьба которого оказалась связанной с Вереей и Ильинской церковью. В этой старинной московской обители служил регентом хора его отец. Кроме того, после закрытия Чудова монастыря в 1919 году большая часть его прихожан перешли под духовное попечение отца Алексия в Никольский храм на Маросейке. Они ввели на приходе богослужение по «чудовскому» уставу.
Рождение будущего старца Алексия было ознаменовано чудесной помощью святителя Филарета (Дроздова). Из-за тяжелых родов младенец был при смерти. Его отец Алексей Иванович Мечев поехал молиться в Алексеевский монастырь, где в этот момент возглавлял торжественную службу в честь престольного праздника – памяти Алексия человека Божия – сам митрополит московский Филарет. Увидев в алтаре опечаленного регента чудовского хора, владыка утешил его: «Помолимся вместе... Родится мальчик, назови его Алексеем, в честь празднуемого нами сегодня святого...» По слову святителя на свет благополучо появился мальчик, которого нарекли Алексеем.
На путь старчества отца Алексия благословил святой праведный Иоанн Кронштадтский. До этой встречи в течение восьми лет священник Алексий Мечев служил в маленькой московской церкви Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке почти в полном одиночестве – никто не приходил на службы. Однако вскоре слава о подвижнике распространилась по Москве, и в храм стали стекаться люди. Священник скромно называл себя «неграмотным», чуждым науки, но среди его духовных чад были литературовед Сергей Дурылин, философ Николай Бердяев, искусствовед Александр Салтыков, педагог и художник-реставратор Иулиания Соколова...
Отец Алексий был открыт для каждого, независимо от образования, социального статуса и вероисповедания: «приходили и ученые, и профессора, и студенты, и инженеры, и оккультисты, и мистики различных толков, и врачи, и коммунисты, и протестанты, и католики...», – писал диакон Владимир Сысоев.
В сборнике С.В. Фомина «Пастырь добрый» можно найти воспоминания духовных чад отца Алексия Мечева о его жизни в подмосковной Верее. Например, Мария Тимофеева писала: «Каждый год я бывала с батюшкой в Верее, куда он ездил к своей дочке. Он часто там служил в храме Ильи Пророка...Батюшка уезжал отдыхать не более чем недельки на две. Какой же у него был отдых! Он служил там почти каждый день в храме Ильи Пророка. Отдых его был в храме Божием. Во время Божественной литургии он был как огненный столп!»
После службы в Ильинской церкви священник часто ходил в лес полюбоваться рекой Ратовкой. Он говорил о ней так: «Вон посмотри, как Раточка-то спокойно журчит и журчит. Так и наша жизнь должна быть подобна ей, исполнением воли Божией и спокойно течь прямо в Царствие Небесное.»
Вот как вспоминал жизнь старца в Верее диакон Владимир Сысоев: «Летом уезжал батюшка обыкновенно в Верею... Время отдыха своего батюшка проводил больше в духовном чтении, заставлял иногда ему читать «Жизнь пустынных отцов» или «Авву Дорофея»...Писем батюшка писал много, приходило их к нему еще больше...Вообще и в домашней жизни своей, и на отдыхе он не оставлял никогда забот о доверившихся ему душах».
Отец Алексий Мечев намеренно уехал перед кончиной в Верею, чувствуя приближение смерти. Он торопился написать духовное завещание (формально это было надгробное слово) в тишине и в дали от Москвы. «Ведь я для того и приехал, чтобы написать, в Москве мне бы не дали», – говорил сам о. Алексий. Духовные чада вспоминали, что обычно священник неохотно уезжал из Москвы, а в последний раз сам настоял на отъезде, назначил дату. За несколько месяцев до кончины на приглашение священника Ильинской церкви Вереи о. Петра Пушкинского (будущего священномученика) о. Алексий ответил пророчески: «Я к вам помирать приеду». Завещание о. Алексия Мечева, написанное, вероятно, за два дня до смерти в Верее, по слову философа Павла Флоренского – важный документ для понимания личности и глубокой духовной жизни этого святого начала XX столетия.