Иоакимо-Анновский храм и его древняя белокаменная стена
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
Древний Можайск некогда украшали восемь монастырей: Лужецкий, Сретенский, Борисоглебский, Петровский, Благовещенский, Троицкий, Петропавловский и Якиманский. Они служили не только местом особой молитвы, но и наряду с кремлем исполняли роль военных острогов пограничного города. После церковных реформ 1764 года почти все эти монастыри, в том числе и Якиманский, были упразднены, а собор Якиманской обители был обращен в приходской храм. Сохранилась одна из стен древнего собора, возведенного еще в конце XIVвека.
Старая церковь Иоакима и Анны в Можайске занимает особое место среди храмов Подмосковья. Знаменитый советский археолог и историк архитектуры Николай Николаевич Воронин выделял эту церковь в своей книге «Зодчество Северо-Восточной Руси». В главе, посвященной строительству в Московском княжестве конца XIV- начала XV веков, историк рассматривал шесть сохранившихся древних белокаменных храмов Подмосковья: Собор Троице-Сергиева монастыря (в Сергиевом Посаде), Никольскую церковь села Каменского (г.о. Наро-Фоминск), собор Саввино-Сторожевской обители, Успенский собор на Городке в Звенигороде, старый Никольский собор в Можайске и, наконец, можайскую церковь Иоакима и Анны. Таким образом, Якиманский или, как его еще называли в старину Акимо-Анненский храм, вошел в число наиболее ценных и древних памятников церковной архитектуры региона, хотя до нашего времени от оригинальной постройки дошел лишь фрагмент.
К северо-востоку от Можайского кремля на бывшем посаде в разное время были построены три каменные церкви с одним и тем же посвящением, из которых две сохранились полностью, а самая древняя – частично. В книге старейшего можайского краеведа Н.И. Власьева «Можайск в его прошлом» упомянута легенда о постройке церкви Иоакима и Анны в Можайске Иваном Грозным. На самом деле, первый Иоакимо-Анновский каменный храм был возведен на этом месте еще раньше – в 1390-е годы. В конце XVIIIвека к древней церкви был вплотную пристроен храм-придел Леонтия Ростовского (Космы и Дамиана), который имел со старой церковью одну общую стену. В XIXвеке древний храм Иоакима и Анны стал настолько ветхим, что его пришлось почти полностью снести – осталась только северная стена, бывшая одновременно южной стеной для Леонтьевской церкви. После сноса старинного храма церковь-придел Леонтия Ростовского получила посвящение праведным Иоакиму и Анне в память о прежней церкви.
Третий по счету Иоакимо-Анновский храм был построен в 1871 году рядом со старым и остатками древнего. «Новый» храм Иоакима и Анны никогда не закрывался, относительно благополучно прошел через времена гонений на церковь и годы войны, сохранил внутреннее убранство и святыни. В то же время, «старая» церковь Иоакима и Анны со стеной древнего собора, в советские годы была закрыта и использовалась как архив.
Древняя стена принадлежала храму, который был когда-то собором упраздненного в XVIIстолетии Якиманского (Иоакиманского) мужского монастыря. В 1675 году эта одна из восьми некогда существовавших в Можайске обителей была приписана к соседнему Лужецкому монастырю. Вот почему ее краткое описание можно найти в историческом очерке «Можайский Лужецкий второго класса монастырь» 1888 года издания. Время основания Якиманской обители неизвестно, но первые упоминания о ней встречаются в документах XVIстолетия, например, в межевой книге великого князя Ивана III. В конце XVIстолетия, как следует из описи тех лет, в монастыре имелся каменный собор Иоакима и Анны с приделами святителя Леонтия Ростовского и Воскресения Христова (фрагмент которого уцелел до сего дня), деревянная трапезная церковь Трех Святителей, две деревянные кельи игумена и шесть келий иноков.
К концу XVIIвека Якиманская обитель пришла в запустение и по указу патриарха Иоакима была приписана к Лужецкому монастырю. Однако в 1764 году уже сам Лужецкий монастырь лишился всего имущества в связи с церковной реформой Екатерины II. В это время Якиманская обитель была окончательно упразднена, а ее древний собор обращен в приходской храм. Сам Лужецкий монастырь не закрыли, но после реформы он лишился всех земель и был вынужден даже выкупать у государства собственные хозяйственные постройки, возведенные за монастырскими стенами.
В писцовых книгах XVIвека подробно описывалось устройство и убранство Якимановского монастыря, его иконы и древности. «Да в церкви ж местных образов: от царских дверей на правой стороне обр. св. праведных Богоотец Иакима и Анны, во облоце Спасов обр. обложен серебром… да над тем же местным образом над Акимом и Анною обр. Пречистые Богородицы Одигитрие на золоте…нерукотворенный Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на золоте, по сторонам написаны два архангела; обр. Апостольское деяние на золоте; обр. Христова мученика Мины на золоте… обр.Офонасья Олександрейского да Петра и Олексея, московских чюдотворцев на золоте; да над придельными дверми образ Леонтия Ростовского чюдотворца на золоте…» Хранились в обители и редкие иконы «Уныние Господа нашего Иисуса Христа» – другое название «Христос во гробе», образ «Дух Разума, Дух Премудрость Божия», «Явление великому Пахомию» и другие.
В новой церкви Иоакима и Анны устроены два придела: во имя Николя Чудотворца и Ахтырской иконы Божией Матери. Почитание Ахтырского образа началось в Иоакимо-Анновском приходе после войны 1812 года. Указание на это приведено в книге прот. Олега Пэнэжко «Город Можайск. Храмы Можайского района». Вот что он писал: «Придельная церковь была изначально во имя Космы и Дамиана, но когда священник Дионисий после нашествия французов был переведен от Ахтырской, неприятелем сожженной церкви и, соблюдя оной храмовую икону, то и переименовал церковь (придел) во имя Ахтырской Богоматери. Эта икона была устроена воеводой Ступишиным».